Человеку хочется думать, что он уникальный, единственный и неповторимый. Естественно, человек отличается от всех других живых существ своим интеллектом, своим разумом. Однако эта уникальность человека, как разумного существа, может быть поставлена под сомнение.

Во-первых, – потому что, например, в Африке живут шимпанзе, которые достаточно интеллектуальны, на уровне примерно двухлетнего ребенка по интеллекту (двухлетний ребенок еще как бы обезьяна, но в общем уже почти человек, – как минимум говорит). Человекообразных обезьян, горилл, шимпанзе, даже орангутанов можно научить говорить на языке глухонемых, общаться с помощью определенных знаков, компьютерной клавиатуры и тому подобное. Они умеют шутить, ругаться, говорить о прошлом и будущем.

Источник: https://www.rodyna.in.ua/?p=8173

В палеонтологической летописи имеются примеры множества животных, которые в свое время вступали на путь повышения своего интеллекта – энцефализации, интеллектуализации, очеловечивания, но по каким-то причинам не дотянули до уровня человека. Таких линий много.

Если начинать совсем издалека, то можно рассмотреть даже динозавров, поскольку в конце мелового периода в группе теропод (тероподовые динозавры, ящеротазовые) были формы достаточно интеллектуальные по динозавровым меркам, у которых мозг хотя и был не сильно больше, чем у курицы, тем не менее для динозавров он был большим.

И, более того, некоторые палеонтологи утверждают, что скорость увеличения этого головного мозга в линии теропод была сопоставима со скоростями увеличения мозга у австралопитеков, наших предков. Но у австралопитеков началось увеличение мозга с веса в 400 грамм, а у динозавров с меньшего веса при том, что размеры их тела были больше.

Но динозаврам не повезло. Может быть они дошли бы до стадии появления разумных существ (на эту тему существуют красивые картинки, которые можно легко найти), но 65 миллионов лет назад пертурбации климата и метеориты привели к тому, что динозавры вымерли. Масса животных понемногу вступала на этот путь. Большинство таких животных среди приматов. По крайней мере среди приматов они в большом количестве. В частности павианы. Первые павианы совершенно четко эволюционировали в сторону увеличения головного мозга. Об этом свидетельствуют многие данные, которые хорошо датированы.

Скорость эволюции размера мозга у павианов была такая же, как у человекообразных обезьян. Но павианы пошли по пути усиления иерархии в группе, а иерархию в группе очень здорово поддерживать с помощью агрессии – демонстративно, хотя может быть и неконтактно: скалить зубы, хмурить брови и так далее. Соответственно, у них это направление затоптало напрочь потуги к интеллекту. И в какой-то определенный момент павианы остановились в своей эволюции.

Среди человекообразных обезьян было несколько групп такого же плана, – в частности ореопитек в Италии. Это очень своеобразная обезьяна, которая жила на заболоченном острове рядом с побережьем Италии, практически перешла к прямохождению, хотя к не совсем такому как у людей: обезьяны руками хватались за ветки. У них были маленькие челюсти, мозг тоже был не большой, но мог увеличиваться. И руки практически освобождались.

Но случилось так, что около 7 млн лет назад похолодание и осушение климата привело к тому, что этот остров соединился с материковой частью, болота подсохли, и ореопитеки, эволюционировавшие в отсутствии хищников многие миллионы лет до этого, оказались неприспособленны к появлению хищников. Потому что до этого в фауне Гаргано, где жили ореопитеки, хищников практически не было: был медведь, крокодил, куница. И хищники, прибежав из Италии, благополучно всех ореопитеков съели.

Самое интересное, что те же самые изменения климата привели к тому, что наши предки вышли в саванну и в конце концов стали людьми. Но наши предки эволюционировали в Африке все время в окружении множества хищников, а орепитеки – в их отсутствии, и это явилось ключевой развилкой. Хотя начальные стадии были совершенно одинаковые.

Другой пример — гигантопитеки. Гигантопитеки — огромные обезьяны, самые большие обезьяны всех времен и народов, жившие в юго-восточной Азии: Южный Китай, Таиланд, Вьетнам, Индия. Они были очень большие, что видно по их зубам и челюстям. Правда, полноценного черепа так до сих пор и нет, но есть челюсть. Челюсть больше, чем у гориллы в полтора раза и, очевидно, что и голова больше, и размер тела был больше.

Поскольку у гориллы максимальный объем мозга приближается к минимальному объему мозга современного человека, а у гигантопитека он больше, чем у гориллы. Это значит, что у гигантопитека объем мозга был уже почти как у современного человека. Хотя сама обезьяна была тоже не маленькая, но все-таки размер имеет значение для мозга, и поэтому, наверное, гигантопитеки были достаточно интеллектуальны.

Но они пошли по пути специализации к питанию растительной пищей: у них были огромные жевательные мышцы, огромные зубы, которые перетирали без конца бамбук. Классическим воплощение идеи «сила есть, ума не надо» является то, что гигантопитеки порядка 100 тысяч лет назад исчезли. Не исключено, что не без прямого участия наших предков. По крайней мере, питекантропов. Может быть их просто съели.

В той линии, которая ведет уже ближе к нам, тоже несколько раз возникали линии более интеллектуальные. Причем они продвинулись дальше, чем ореопитеки и гигантопитеки.

Источник:
https://www.youtube.com/watch?v=OVoQTq9O-W0

Например, массивные австралопитеки. Массивные австралопитеки тоже пошли по пути специализации питания растительной пищей, но руки у них были свободны. В промежутке времени от 2,5 до 1 млн лет их руки были лучше приспособлены к изготовлению каменных орудий, чем у наших предков, которые тогда же в тоже самое время там жили в Восточной и Южной Африке, – Homo habilis.

Массивные австралопитеки, судя по всему, изготавливали каменные орудия труда, потому что есть местонахождения только массивных австралопитеков и множества каменных орудий, и никаких следов habilis. Однако в других местах останки массивных австралопитеков не соседствуют ни с какими камнями, то есть, видимо они это делали не всегда. Например, как современные шимпанзе.

Допустим австралопитек гари в Эфиопии из группы грацильных австралопитеков не был нашим предком, что видно по его зубам и челюстям, но тоже изготавливал орудия труда, охотился на антилоп, срезал с них мясо (найдены кости этих антилоп со следами насечек). Существует мнение, что эти более интеллектуальные habilis съели австралопитеков гари. Их кости тоже находят, но на костях антилоп следы орудий есть, а на костях австралопитеков следов орудий нет. 

Поэтому, скорее всего, все-таки эти австралопитеки тоже были изготовителями орудий труда. Изготовление каменных орудий труда, что вообще является сложным процессом, возникало несколько раз независимо.  У австралопитеков гари как минимум две линии массивных австралопитеков (потому что их было как минимум две) и в нашей линии.

Источник: https://evolution99.nethouse.ru/services/2974135

Наша линия ранних Homo или Homo habilis тоже ветвилась, и в ней тоже несколько раз возникали альтернативные человечества.

Самые известные из таких альтернативных человечеств это неандертальцы Европы. Но были и другие, например, люди на Яве, которые жили в условиях совершенно специфических – тропический климат, заросли бамбука, остров в океане, нет никакой связи с остальным человечеством. У них шла своя своеобразная эволюция: очень мало каменных орудий. Возможно было много деревянных (бамбук рос везде). Они вымерли практически сами по себе, не оставив потомства, но до каких-то своих интеллектуальных высот они все-таки дошли.

В некоторых местностях можно наблюдать процесс интеллектуального регресса, что видно, например, по Homofloresiensis, хоббитам с острова Флорес, где эволюция в условиях маленького острова привела не к упрощению культуры, что самое странное, но к капитальному уменьшению размеров мозга.

Первоначально туда порядка 800 тысяч лет назад заселились питекантропы, видимо, а в последующем, вплоть до двенадцати тысяч лет назад, у них размер мозга уменьшался. И уменьшился до размеров мозга шимпанзе. При этом орудия труда у них были более или менее приличные: маленький мозг может все-таки обеспечивать довольно сложную деятельность.

Таким образом современный человек – это не столько уникальное существо, сколько везучее существо. Эволюция человеческого интеллекта проходила в условиях крайнего везения. На каждой конкретной стадии, ступеньке, в каком-то переломном моменте истории нашим предкам везло, а другим не везло: неандертальцев накрыли вулканы и оледенения, флоресенцы слишком увлеклись жизнью на райском острове, то же самое произошло на острове Ява, массивные австралопитеки слишком долго питались растениями и слишком мало уделяли внимания мясной пище, а наши предки миновали все эти опасности.

Однако продолжающееся уменьшение размеров мозга за последние 25 тысяч лет заставляет насторожиться и современного человека. Таким образом, чтобы будущее человека было светлым, необходимо тоже постараться.

Источник: https://megavselena.bg/otkriha-olovo-v-zybite-na-neandertaltsi-zhiveli-predi-250-000-godini/

Энцефализация, то есть тенденция к увеличению размеров мозга, характерна не для всех, но для большинства групп животных, причем, не только млекопитающих. То же самое у птиц, рептилий, даже у черепах. Однако все время возникают проблемы с тем, насколько мозг может увеличиваться.

Например, птицы – потенциально интеллектуальные создания. Вороны дают результаты интеллекта на уровне маленьких мартышек – это умные птицы. Также попугай очень умная птица. Но птицы должны летать, и это ставит крест на их энцефализации, потому что летать с большой головой очень трудно, и даже зубы у них исчезли, чтобы голова стала легкой. Мозжечок у них большой, потому что они должны махать крыльями, поэтому места в голове просто мало.

А если птица эволюционирует в нелетающую, она это делает обычно в каких-то местностях, где нет хищников — пингвины в Антарктиде, птицы Моа в Новой Зеландии. Если нет хищников, то нет смысла эволюционировать мозгу. И если нет смысла эволюционировать мозгу, то он не эволюционирует. Страусы в Африке потенциально могли бы стать очень мозговитыми, так как они обитают среди хищников и являются нелетающими птицами. Однако, видимо, им мешают очень большие глаза.

В других группах животных тоже есть свои проблемы. Например, китообразные плавают в море, у них нет никакого ограничения по массе. Однако у них нет рук, они должны грести ластами, соответственно, нет трудовой деятельности. Труд все-таки создал человека и если нет надобности усложнять какую-то моторную деятельность, то и мозг будет развиваться односторонне. Дельфины достаточно интеллектуальны: они очень сложно между собой общаются, у них свои голоса. Но все-таки у них нет стимула. Они питаются рыбой, а, чтобы догнать рыбу, слишком много интеллекта не требуется. У больших китов мозг может расти до 6 кг, но сам кит тоже больших размеров. Поэтому сколько бы не говорили о невероятных достижениях дельфиньей цивилизации, дельфины остаются дельфинами. Сколько бы у них мозг не рос, вряд ли они станут очень умными, потому что им это просто это не нужно.

Источник: https://pp.userapi.com/c633131/v633131898/4d9d/fVoOl3zX20o.jpg

То же самое можно сказать о хищниках (медведи, еноты). Они в чем-то похожи на приматов: всеядны, лазят по деревьям, у них довольно цепкие руки, особенно у енотов. Но у них очень сильное обоняние. Соответственно, обонятельные доли мозга слишком большие и мешают развитию остальных частей. У них есть когти на пальцах, то есть кисть не совсем хватательная, что тоже мешает развиваться интеллекту.

Потенциально из южноамериканских носух может развиться интеллектуальное существо. Однако подозрительно, что уже 20 миллионов лет носухи есть, и они все теми же носухами так и остаются. А приматы за эти 20 миллионов лет превратились в проконсулов человека.

Дело еще в условиях места обитания: если условия не меняются, то и животные тоже не меняются. Копытным мешает растительноядность и необходимость жевать много пищи. То же самое можно сказать про грызунов, зайцев. У насекомоядных маленькие размеры тела, много не нарастишь. Если много детенышей, маленькая продолжительность жизни, то необходимо быстро вырастить себя, быстро размножиться. На мозги уже ни энергии, ни сил, ни времени не остается. Когда продолжительность жизни маленькая, то накопить интеллектуальный опыт тоже невозможно. Летучие мыши потенциально могли бы быть интеллектуальны. Но им, опять же, нужно летать, как и птицам. Соответственно, голова тоже не может расти. Наземные летучие мыши до сих пор еще не возникли.

Таким образом, человек и приматы славировали между всеми этими многочисленными специализациями, обрели свою специализацию в виде большого головного мозга. По сути, человеческий интеллект – это просто своеобразная причудливая специализация такая же, как например, трубка носа у муравьеда, хобот у слона, а у человека большие мозги. У слона тоже большие мозги, но он сам большой, ему нужно много жевать.

Человеческий мозг – это просто один из вариантов специализации в животном мире. На Земле могут появиться другие интеллектуальные виды, кроме человека, поскольку если что-то случилось один раз, значит, может случиться снова. Тем более что такое уже несколько раз случалось, только не свершилось до конца. Несколько раз отдельные группы приматов независимо друг от друга доходили до стадии возникновения орудий труда, причем каменных, но каждый раз что-то им мешало. Нашим предкам не помешало.

Но может не помешать и кому-то еще. Чаще всего какие-то новые экзотические замечательные формы возникают из самых примитивных, самых невнятных животных. Среди современных – это насекомоядные, грызуны. Самые лучшие кандидаты на появление новых интеллектуальных существ это землеройки и крысы.

У крыс жевательный аппарат немного специализирован, это эволюция может преодолеть. Что-то серенькое, маленькое, с тоненьким хвостиком, как правило, достигает самых больших эволюционных результатов. Маленьких, сереньких, с хвостиками хватает на планете, так что человечество может возникнуть еще не один раз. Не обязательно на основе млекопитающих.

Присоединяйтесь к нашей рассылке

Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.