Станислав Дробышевский. Не все, что мы поглощаем, полезно. Это опять же к вопросу о возможных...
Антропология. Станислав Дробышевский. Часть 2.
К середине ХХ века количество находок уже стало настолько большим, что стало возможно как-то оперировать этими данными и развивать идеи об общем принципе антропогенеза. Тут было несколько разных подходов. В частности, Франц Вейденрейх, описавший питекантропов и нескольких ископаемых обезьян, развивал концепцию полицентризма, согласно которой разные современные расы возникли из разных древних существ.
В то же время, Густав Кёнигсвальд, в середине ХХ века копал на Яве и нашёл ещё несколько десятков питекантропов, гигантопитеков и каких-то странных людей с реки Соло. Всё это вместе стало основой для современного знания об архантропах.
Вейденрейх искал синантропов, Кёнигсвальд – петикантропов и нарисовалась такая богатая тропическая история, который до сих пор не было. Сравнение Яванских и Китайских материалов, то, что Вейденрейх в Чжоукоудяне копал, показало, что сами эти архантропы тоже были не одинаковые. Они тоже как-то различались. Они по-своему эволюционировали. У них эволюционировала культура.
Например, в Чжоукоудяне они обнаружили слои пепла и на этой основе были развиты концепции, что они умели использовать огонь, но не умели его добывать и жгли костры на одном месте. Тысячу лет подкидывали туда дрова. А на то, чтобы тысячи лет подкидывать дрова, способны только женщины. Значит у них был матриархат.
На эту тему были созданы концепции, основанные на изменениях социального строя, социальной культуры человечества. Идея матриархата, которая появилась еще в конце XIX века, как бы получила мощное подтверждение.
Теперь мы знаем, что эти слои пепла – просто растительный перегной и никакого огня там не было. Но идея многотысячелетних костров в Чжоукоудяне опять же прописана в нашем современном школьном учебнике.
Были и другие исследования. В частности Анри Валуа написал монументальный труд про неандертальцев. И он и другие исследователи в середине ХХ века развивали концепцию пресапиенса, согласно которой в одно и то же самое время в Европе жили одновременно очень продвинутые гоминиды и архаичные персонажи. Они между собой соревновались, взаимодействовали и из-за этого получились люди. Что характерно, сейчас концепция примерно такая же, но только теперь мы знаем что эти самые пресапиенсы жили не в Европе, а в Африке, а европейские были примерно на одном уровне. Но идея параллельных человечеств появилась. Приложением к Европе она оказалась не верной, а к человечеству в целом допустимой.
Свой вклад в развитие идей об антропогенезе Валуа и его сотоварищи вложили. В это же время Джон Робинсон в пятидесятых годах ХХ века продолжал деятельность Дарта, раскапывал Южноафриканские пещеры и обнаружил там австралопитеков. Нашлись еще новые массивные австралопитеки, новые грацильные австралопитеки. Он сравнил эти материалы с яванскими и возникла идея ранних миграций от Африки до Явы.
Робинсон с Кёнигсвальдом долго дискутировали на тему яванских мегантропов – могли ли ранние африканские люди дойти до Явы. Одной из главных проблем всех этих рассуждений, было отсутствие абсолютных датировок. И как раз в середине ХХ века появились датировки. Виллард Либби разработал радиоуглеродный метод и стало возможным хотя бы для каких-то находок определить точную датировку. Ну а потом, раз возникла идея радиоуглеродного анализа, радиометрического измерения возраста, тут же появились новые методы.
https://www.youtube.com/watch?v=99ogf5sGHaY&t=311s
Стали определять, сколько миллионов лет кто жил и количество исследований резко возросло. Огромнейший вклад в развитие палеонтологии вложила семья Луис и Мэри Лики, которые с 1930-х годов, на протяжении всей жизни развивали палеоантропологию Восточной Африки. Долгое время они не могли ничего найти, но не оставляли попыток. Всё время искали новые места и таки нашли свое счастье.
Однако кроме обнаружения Восточно-африканских парантропов, самое главное – они обнаружили человека умелого Homo habilis. Ещё одно недостающее звено между австаралопитекамии и homo erectus. Раньше, в XIX веке, казалось, что был только неандерталец sapiens, потом оказалось, что ещё и питекантроп, потом питекантроп неандерталец sapiens, потом питекантроп homo heidelbergensis, потом добавились австралопитеки, а теперь ещё и homo habilis.
Промежутки между эволюционными звеньями заполнялись все плотнее и плотнее. И что интересно, Homo habilis – это очень ответственное звено. Это первые люди, начавшие изготавливать и использовать каменные орудия труда. У них челюсти стали уменьшаться, мозги стали расти. Самое важное то, что Лики нашли руку этого самого habilisа с зарождающимся трудовым комплексом этой самой кисти. По фрагментам черепа, рассчитали, что объём мозга тоже стал расти.
Это было огромным достижением, а чуть попозже подобные находки начали появляться в Африке. Уже в 70-х годах Дональд Джохансон и Тим Уайт, проводили раскопки в Эфиопии, в местонахождении Хадар, в пустыне Афар, и обнаружили там новый вид австралопитека Афарского. Афарские австралопитеки оказались очень важным звеном нашей эволюции, поскольку они предшествовали homo habilis и в отличие от Южноафриканских, идеально вписываются в образ нашего Великого предка.
С южноафриканскими австралопитеками все время было что-то не так – у них все признаки были слишком специализированные, а восточноафриканские были то что нужно, самые предковые предки. Так венцом восточноафриканской палеоантропологии стало открытие скелета «Люси» и сотни других находок. По ним было создано огромное количество материалов, которые до сих пор еще не разработаны до конца, хотя найдены еще в 70-х годах.
Ещё с довоенных времен и до 80-х годов у нас в стране разрабатывал концепции антропогенеза Виктор Валерианович Бунак – наш самый великий антрополог. Он вложил свой вклад и в расоведение, и в морфологию человека, и в палеоантропологию. Описывал находки на территории Советского Союза и обсуждал разные находки за рубежом. На общемировом уровне, труды Бунака до сих пор не потеряли актуальности, так как он был очень внимательным человеком, очень хорошо всё прорабатывал. Среди отечественных антропологов бытовало такое мнение, что Бунак всегда прав. Он так всё обдумывал, что его выводы всегда были верны и последующими находками подтверждались.
https://www.youtube.com/watch?v=99ogf5sGHaY&t=311s
Развивались и методики. Например, Михаил Михайлович Герасимов в середине ХХ века разработал методику восстановления лица по черепу. Кроме того, что он сам эту методику создал, он стал самым великим реконструктором лиц. По художественному впечатлению работам Герасимова до сих пор нет равных.
С 30-х годов и далее советская антропология рванула вперёд. В частности был Георгий Францевич Дебец, который также засветился во всех возможных областях антропологии и в антропогенезе. Он описывал находки в Костенках на Маркиной горе, нарисовал самую лучшую схему взаимодействия человеческих рас. Хотя эта схема в чём-то устарела, но сам подход был передовой на тот момент и он самый лучший сейчас.
Яков Яковлевич Рогинский вместе с другими не менее великими антропологами, написал огромное количество книг. В том числе учебник по антропологии, который до сих актуален. Понятно, что фактология частично устарела и не полная, потому как с тех пор появилось много находок, но раздел по расоведению, опубликованной в учебнике Рогинского до сих пор лучший в мире. А книга «Концепция антропогенеза», несмотря на то, что появилось много материала, является настольной книгой антропологов и сейчас.
https://www.youtube.com/watch?v=99ogf5sGHaY&t=311s
Валерий Павлович Алексеев, наравне с Виктором Валериановичем Бунаком, но более современный, написал огромное количество публикаций. В том числе книг, переродившихся за рубежом. Создал самую полную сводку антропометрических палеоданных по черепам гоминид, которой нет равных. Она до сих не опубликована в виде книги. Также описал вид Homo rudolfensis, по материалам Лики, но само название ввел Валерий Павлович Алексеев.
Наши великие ученые развивали разные идеи: в частности, Рогинский был сторонником концепции моноцентризма, а Алексеев полицентризма. Они дискутировали и на основе этих дискуссий, формировалось представление об эволюции человека.
Некоторые антропологи вложили не меньший вклад в определенные конкретные области. Например, Вероника Ивановна Кочеткова написала книгу «Палеоневрология». Эта книга одна из немногих, посвященных такой сложной теме, как эволюция мозга. Более того, со времён Кочетковой и до сегодняшнего времени на русском языке более полной сводки по палеоневрологии никто не создал. Это такая очень специфическая область и у нас в мире есть всего три специалиста по палеоневрологии, двое зарубежных (Ральф Холлоуэй, Дин Фальк) и Вероника Ивановна – это наш самый великий невролог.
Всеволод Петрович Екимов исследователь во многих областях, но в палеоантологии развивал взаимоотношения австралопитеков. Кроме того, что он писал научные статьи, он ещё и воспитал целый ряд антропологов.
В последующем Елена Николаевна Хрисанфова, развивала массу всяких направлений. Умудрялась сочетать не сочетаемое. Во-первых, она занималась геронтологией. Во-вторых, гормональными вещами для современного человека. В-третьих, ископаемыми людьми, в том числе, неандертальцами. Она первая на планете предположила, какой был гормональный статус у неандертальцев, исходя из особенностей их морфологического строения, что в последующем нашло подтверждение в палеогенетике. Когда Елена Николаевна это писала палеогенетики еще не было, но потом выяснялось, что как она писала, так и есть. Теперь зарубежные генетики искренне считают, что они это открыли, потому что они не читали ее статей. А если бы читали, то, наверное, очень бы расстроились.
Но, к сожалению, не все публикации на русском языке становятся известны за рубежом. Некоторые вещи мировое сообщество может и не признавать. Александр Александрович Зубов, тоже наш выдающийся антрополог, в основном занимался зубами и был самым великим одонтологом. В том числе изучал зубы ископаемых людей. Описал зубы практически всех ископаемых находок с территории СССР. С точки зрения концептологии он был сторонником децентризма, то есть происхождение человека в двух центрах: Восточном и Западном. Он основывал эту концепцию на одонтологических материалах. В последующем она не подтвердилась. Тем не менее он аргументировал, приводил всякие данные и материалы, которые сам разработал. Они до сих пор не потеряли актуальности.
https://www.youtube.com/watch?v=99ogf5sGHaY&t=311s
За рубежом тоже всё продвигалось и уже вот во второй половине ХХ, частичного в начале XXI века, многие антропологи такие как Анри и Мари де Люмлей, раскопали огромнейшее количество стоянок во Франции. Они раскопали пещеру, где был обнаружен череп человека гейдельбергского и сделали массу других находок. В том числе в Терра-Амату, который до сих пор является опорный пунктом французской палеоантропологии, где обнаружено более 20-ти жилищ гейдельбергских людей и предметов первобытного искусства.
В Центральной Европе были свои исследователи такие, как Эммануэль Влчек. Он описал огромное количество центрально-европейских находок. В основном в Чехии и не только там. Чехия, казалось бы, страна маленькая и на карте ее не разглядеть, а находок там изобилие. Влчек все это старательно описывал, сравнивал со старыми материалами и без него огромный пласт палеоантропологии и археологии, может быть, так и оставался бы никому не известным.
У нас тоже уже на границе ХХ-XXI века и поныне здравствует Виталий Михайлович Харитонов. Он долгие годы был хранителем палеоантропологической коллекции института антропологии МГУ и в числе других исследователей, описывал многие конкретные находки, например, челюсть неандертальца из Баракаевской пещеры.
https://www.youtube.com/watch?v=99ogf5sGHaY&t=311s
Зарубежные исследователи, допустим, Эрик Тринкаус, функционирующий с конца ХХ века и по сегодняшний день, описал всевозможные находки неандертальцев. Он переописал старые находки, например, из Крапина и Шанидара. Не он нашёл, но очень подробно исследовал. Успел поработать и над кроманьонской палеоантропологией. По неандертальцем, он особенный специалист и сейчас лучше него, наверное, никто на планете, не знает неандертальцев. Кроме того, что он их изучал, так еще и лично их всех руками перещупал, а это очень важно, когда сам имеешь дело с оригиналами. И написал огромное количество работ.
Милфорд Вольпофф, уникальный человек и, наверное, последний, такой последовательный полицентрист. Он развил концепцию полицентризма, вывел ее на новый уровень – мультирегионализм и в последующем его отстаивал. Несмотря на то, что сейчас все аргументы перевешивают в сторону моноцентризма и концепции замещения, Вольпофф последовательно и очень успешно, аргументирует свою мультирегиональную концепцию. А его труд «Палеоантропология» – это просто кладезь знаний и каждый антрополог должен иметь такой у себя в библиотеке.
Ральф Холлоуэй и Дин Фальк, два палеоневролога, которые конкурируют между собой и по этому поводу пишут много статей, огромных книг, благодаря которым мы знаем про развитие мозга наших
предков.
https://www.youtube.com/watch?v=99ogf5sGHaY&t=311s
Рональд Кларк, антрополог из Южной Африки, активно работает в наше время. Недавно он откопал из Грота Сильберберг, скелет австралопитека. Это был самый полный скелет австралопитека из всех найденных, который по сохранности превзошел даже «Люси». Рональд Кларк имеет довольно своеобразное представление об эволюции южно-африканских австралопитеков, с которым многие не согласны, но он последовательно их аргументирует.
Йоханес Хайле-Селассие, эфиопский исследователь, описавший огромное количество находок древнейших гоминид, с территории Восточной Африки. Принимал участие в описании нескольких видов, что крайне редко случается среди антропологов. Но поскольку Хайле-Селассие работал в Эфиопии, то у него находки просто под ногами были. Возможно, он даже рекордсмен по количеству описанных видов.
Ли Бергер, наверное, самый везучий палеоантрополог современности, который описал два совершенно уникальных вида аustralopithecus sediba и homo naledi. Благодаря этому мы теперь знаем, что эволюция даже на материке могла идти своими странными путями, создавать эволюционные закоулки и тупики. Хотя, казалось бы, в этой же Африке, в то же самое время эволюционировали более развитые существа. Примером этого являются homo naledi, жившие 200-300 тысяч лет назад и были почти синхронны с современными людьми. И Ли Бергер сам все это ищет, сам находит, сам описывает и продвигает передовые методы. В частности трехмерное сканирование. И выкладывает в интернет, что делает исследование этих материалов доступным для любого исследователя на планете. До сих пор такого не было. Раньше каждый у себя материалы держал в сейфе и никому не показывал. А теперь каждый может взять это дело и напечатать у себя на 3D принтере. Более того, когда он нашел эти уникальные находки, в Малапе и Диналеди, то он привлёк молодёжь. Он сказал, что все старые персонажи хороши, но настолько редко бывает обилие нового палеонтологического материала, что надо дать дорогу молодым. И объявил через Facebook набор в команду исследователей. Набрал огромное количество молодых, талантливых, перспективных, которые всё это дело исследовали.
Теперь есть большое количество людей, которые своими руками всё это перещупали и на протяжении десятков лет, будут творить науку. Их имена мы еще не сильно помним, потому что это все происходит сейчас. Но нет сомнений, что следующее десятилетие эта команда Ли Бергера будет самой передовой в палеоантропологии.
И, конечно же, Сванте Паабо. Человек, который научился расшифровывать древнюю ДНК, благодаря чему мы теперь знаем какие гены были у неандертальцев. Он вместе с другими исследователями открыл денисовцев. Определил сколько примеси от неандертальцев и денисовцев у нас, от нас у неандертальцев и денисовцев. И еще неизвестно от кого у денисовцев и у нас. Эта генетическая неразбериха, венчает сейчас палеоантропологию и является последним словом.
Мораль из всего вышесказанного, в том, что наука антропология развивалась самым бурным образом за последние 200 лет. Дала огромную плеяду ученых. Были ошибки, откаты, были даже подделки, заблуждения, было много разных мнений, но учёные всё это преодолели и теперь мы знаем о происхождении человека столько, что иногда даже не очень понятно, что ещё узнавать. Но появляются новые методики и, как известно, чем больше мы знаем, тем больше у нас возникает вопросов и идей – что бы ещё нам расшифровать, узнать, посмотреть, увязать палеодиетологию, палеопатологию, археологию, классическую морфологию, палеогенетику, палеоклиматологию, палеонтологию. Всё это вместе. И мы получаем великую, могучую, стройную картину, происхождения современного человека.
https://www.youtube.com/watch?v=99ogf5sGHaY&t=311s
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.
Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”
Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять бывали ли доброта и человечность в...
Присоединяйтесь к нашей рассылке
Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.