Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять бывали ли доброта и человечность в древности крайне проблематично — то есть мораль она не окаменевает.

Мы не можем найти её в виде окаменелости. Отпечатки и чего-то такого зримого, вещественного, что можем взять в руки и сказать: «вот этот человек был высоко моральным. Этот просто нравственным, а этот высоко духовный, а этот был бестолочью». Вот это проблематично сделать, на самом деле, но исходя из этих положений, в принципе это сделать можно.

Во-первых, можно наблюдать за современными приматами. Есть много наблюдений над самыми разными животными, начиная от самых простых высших. Но если ограничиться только приматами— близкое к морали понятие, например, справедливости. Было не так давно показано в шикарном эксперименте с капуцинами. Капуцины — это южноамериканские обезьянки.

Источник: https://telegraf.com.ua/nauka/5066722-kaputsinyi-do-sih-por-zhivut-v-kamennom-veke.html

Все видели капуцинов в фильме «Пираты карибского моря». Такая небольшая обезьянка, но очень умная. Они могут орудиями пользоваться и всё такое прочее. И вот эксперимент. Сидели два капуцина в двух клетка, рядом находящихся. Выполняли какую-то там задачку. Их за это кормили. Одному давали огурец, а другому — виноград. А потом первому снова давали огурец. И когда он видел, что соседу даётся за то же самое виноградину, а ему дают огурец, то он этот огурец — вот так-вот швыряет в сторону. Любой может этот ролик в интернете посмотреть.

То есть это явное свидетельство, что он ставит себя на место другого, сравнивает и у него уже есть сопереживание, хотя бы эгоистическое.

Мораль здесь такая обратная, можно сказать, но тем не менее он может поставить себя на место другого, а другого на место себя. То есть, что было бы если бы он был мною, а я был им. И это первый шаг на пути к морали. У высших человекообразных обезьян, например, у шимпанзе бывает всё довольно иногда запущено.

То есть довольно регулярно самки могут отнять еду у своего детеныша. Они это делают легко и непринужденно. Не только человекообразные, но и кто угодно. И тут нам кажется, что они совсем не моральные, безнравственные. Более – того сплошь и рядом у них распространен каннибализм. Причем, ладно они охотятся на соседей и на другие группы шимпанзе — другое племя, сам Бог велел съесть. Другое дело, когда они внутри своей группы занимаются каннибализмом.

Известен прецедент, когда была некая стая шимпанзе, где некая самка и её дочка занимались каннибализмом — жрали детенышей своей группы. Не своих личных, но товарок. И сожрали всех в итоге. Причем, когда одну из матерей застукали за этим занятием (когда они детенышей ели) она побежала к самцам пожаловаться и довольно наглядно и понятно изложила проблему (жестами). Они пришли, им пальчиком погрозили и ушли. В принципе, этим каннибалкам злобным ничего особо и не было. В итоге группа исчезла.

Но, с другой стороны, на этом примере мы видим, как может возникать мораль. Когда в группе появляются аморальные, безнравственные индивиды, если группа очень невелика, это сказывается сразу на всех. Двух идиотов достаточно, чтобы вымерла вся группа. Естественный отбор по полной программе работает. А другие группы, в которых такого нету, получают преимущество. Они занимают территорию и спустя лет десять видишь — все умные, добрые, замечательные.

Иногда такая нравственность может быть вполне воспитываемой. Иногда может быть в какой-то степени генетической.

Есть хороший пример с павианами. В Восточной Африке наблюдали за группой павианов, которые жили в густонаселенной людьми местности. Павианы — это идеал тоталитарного государства. Это животные, у которых очень жесткая иерархия. 

Источник: https://gordonua.com/news/society/iz-odesskogo-zooparka-sbezhali-tri-gamadrila-1510833.html

Есть альфа-самец, у него бета в подчинении, у тех гамма и так далее. Такая совершенно фашистская структура. Всё строится на демонстрации агрессии. В основном — в оскаливании зубов, редко в драках. Но, тем не менее, основная причина смертности самцов павианов — это убийство со стороны других павианов. В конкретной группе (которая жила в густонаселенной местности) произошла незадача. Местные жители, расстроенные набегами павианов на плантации, взяли винтовки и проблему решили — перестреляли самых злобных агрессивных самцов. После чего в этой конкретной группе павианов остались только «добрые» самцы, которые не проявляли особой агрессии, потому что они с самого начала были не агрессивными (в какой-то степени врождённо, а в какой то степени может быть и воспитано) и через некоторое время в этой группе была зафиксирована такая не бывалая для павианов вещь, как груминг самцов с самцами (груминг — это когда они шерсть ищут пальчиками) для павианов это совершенно нереально, такого быть не может.

А у них это появилось. Более того, в эту группу (их стало мало) стали подтягиваться павианы из соседних групп.

Во-первых, стали самцы переходить в другую группу, что у павианов тоже не реально. А во-вторых, они стали эту стратегию перенимать. То есть группа подобрела. Вот наглядный пример, как можно сделать павианов добрыми. И людей, на самом деле, тоже.

Среди древних людей в ископаемом виде мы можем наблюдать примерно тоже самое. Первый признак морали на древних черепах — это маленькие клыки. Потому что у приматов социальность и доброта измеряется длиной клыков и размерами морды. То есть, если у животного огромная морда и здоровенные клыки что бы командовать, чтобы скалить зубы и сидеть там в позе и все слушаются, всё хорошо.

А если, соответственно, морда маленькая и клыки не большие — это значит, что они добрые, что они решают всё какими-то другими способами. Как гиббоны, например, – песнями. Залезают по утру на высокое дерево и поют оттуда. И другой гиббон, который живет за двадцать километров, слышит эту песню и на территорию соваться не будет. Поэтому большая морда и не нужна. Демонстрировать ничего не надо. Можно всё решить с помощью пения.

И многим людям стоило бы поучиться, на самом деле. Древнейшие прямоходящие существа – сахелантропы, ардипитеки и прочие уже имели маленькие клыки. Это свидетельство того, что они добрели. Потому что в условиях перехода жизни из леса в саванну можно двумя стратегиями проблему решить. Открытое пространство, куча хищников, еды не так уж много, она рассеяна на огромной территории. Можно это решить по павианскому способу — построить жесткую иерархию, ходить немецкой свиньёй, всем вламывать и когда павианов собирается двадцать штук уже леопард не особо страшен. Они сами его могут на части порвать. Рекордная группа павианов, зафиксированная в истории, — 2000 павианов, страшно подумать.

А можно другим способом ту же самую проблему решить. Наоборот, консолидацией, то есть общением, взаимопомощью, взаимоподдержкой, выручкой. Когда все друг другу помогают, делятся пищей, все такие добрые. Соответственно, это наш путь. У павианов клыки в процессе эволюции всё время росли. Причем очень бурно росли. А у наших предков они всё время уменьшались. То есть в одних и тех же условиях в одной и той же нише две разные стратегии. Павианов они оставили павианами. Они достигли своего идеала и, в принципе, они идеально приспособлены для жизни в саване. Последние миллионов семь лет они особо и не меняются. Клыки стали больше, морда ещё крупнее, но как павианами были так и остались.

А наши предки стали эволюционировать. Несмотря на то, что были эксцессы, например, древнейшее свидетельство каннибализма у наших предков имеет датировку полтора — два миллиона лет. В Южной Африке в пещере Стеркфонтейн есть череп с надрезами скуловой кости. То ли поздний австралопитек, то ли первый человек. Его съели, судя по всему. У них тоже были орудия каменные, ему отделяли жевательную мышцу, то есть явно его ели.

Источник: http://evolendorig13.narod.ru/14.htm

Но тем не менее, клыки уменьшались. И примерно из этого же времени мы имеем первое свидетельство именно человеческой доброты. Древнейшее такое четкое свидетельство найдено в Манисе. Это первые люди, найденные за пределами Африки.

Найдено пять черепов с датировкой миллион — семьсот тысяч лет. Четвертый из найденных черепов — это череп старого человека. Если по современным меркам измерять — ему лет 80 (тогда возрастные процессы иначе шли, трудно сказать сколько на самом деле) по крайней мере очень старый — у него все швы на черепе заросли. А самое главное — у него выпали все зубы при жизни от старости и все ячейки альвеол для зубов заросли. То есть жевать он не мог совершенно. Но он прожил при этом еще много лет. У него может один зуб на кончике корешка болтался и то не факт.

Это говорит о том, что в течении многих лет о нем заботились, его берегли, за ним ухаживали и не давали ему умереть. У животных такого не бывает. Если животное не имеет зубов — оно умирает сто процентов. А этот человек жил. Вопрос – это была бабушка или дедушка спорен, но по факту это древнейшее свидетельство доброты и взаимопомощи.

В более поздние времена есть и другие такие примеры с Деля Безье тоже челюсть без зубов, с кариесом на оставшихся. В Ляшерперюсьен во Франции неандерталец 60000 лет назад. У него тоже почти все зубы выпали, кроме нескольких. Он весь поражен артритом был. И тем не менее он дожил лет до 50 — это, практически, предельный возраст для неандертальцев. Его погребли потом в отдельной ямочке в пещере.

То есть это явно человек, о котором долго и упорно заботились. В Шинидаре (северный Ирак) Шинидар-4, например, похоронен засыпанный цветами, а Шинидар-1 не имел руки, одного глаза, у него шрамы на лбу, переломаны ребра, артрит тоже. Он явно был не жизнеспособен, но жил и пережил практически всех (кроме Шинидара-5) и помер от того, что ему на голову упал камень на входе в пещеру во время землетрясения, то есть он бы еще дольше прожил бы. Это опять же говорит, что о нём долго и упорно заботились.

В Сент-Этьене во Франции неандерталец с огромным разрубом на голове, о котором явно заботились после этого ранения. Такие примеры есть, и мы видим, что чем дальше, тем их становиться больше. И несмотря на то, что современное общество дает огромное количество поводов быть эгоистом, но вот наши предки на уровне ещё австралопитеков, хабилисов (homohabilis – человек умелый) и так далее заложили в нас такой заряд альтруизма, что до сих пор он не иссякает. И слава Богу, и пусть так будет впредь.

Присоединяйтесь к нашей рассылке

Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.