Илья Кочетков. Миллиарды людей озабочены тем, чтобы не заболеть очередной новой страшной болезнью. Пандемия на наших глазах довольно серьезно меняет мир. И я задумался, а как обстояли дела у наших далеких предков? Как те, кого мы называем сегодня пещерные люди, как у них обстояли дела? Болели они или нет? Были у них свои вирусы, эпидемии и пандемии?

Об этом и не только об этом мы сегодня поговорим с очень интересным человеком, антропологом, одним из главных популяризаторов науки в России Станиславом Дробышевским. 

Станислав Дробышевский родился в городе Чита, в семье преподавателей научного атеизма и сам выбрал профессию педагога. Закончил биологический факультет Московского Государственного Университета. Кандидат биологических наук, антрополог. Сейчас проживает в Москве, преподаёт в родном ВУЗе. Десять лет назад объявил войну лженауке. Со своим коллегой Александром Соколовым основал сайт «Антропогенез.ru». Задача сайта популяризация современной науки, борьба с заблуждениями о происхождении человека, о его эволюции. Один из организаторов и постоянный лектор научно-популярного форума «Учёные против мифов». Автор большого количества научных статей, а также нескольких научно-популярных книг.

Станислав, пандемия — это сейчас такой тренд, хотим мы этого или не хотим. В связи с этим многие вспоминают разные эпидемии, которые были в средние века, например раньше в Европе. А про совсем древних людей как-то речь не идёт. Многие представляют, что это были очень здоровые, крепкие люди, которые максимум себе что-то ломали, когда падали или дрались, но разными вирусами они не заражались. Что наука по этому поводу говорит? Одолевали наших предков вирусы, болезни? Были у них эпидемии? 

Источник: https://www.rbc.ru/society

Станислав Дробышевский. Вопрос весьма растяжимый, потому что предки – это понятие очень большое. Предками были ещё зверообразные ящеры в пермском периоде. Предками были и сто лет назад, и пять миллионов лет назад, и пять тысяч лет назад. Если сузить эту тему до пещерных времён, допустим ранний палеолит, средний палеолит, верхний палеолит и рассмотреть это в широком диапазоне от двух с половиной миллионов лет назад до сорока тысяч лет назад или лучше до десяти тысяч лет назад, то в разные времена, в разных местах немножко было по-разному. Вообще эпидемиологических ситуаций таких как сейчас практически не было никогда и нигде по той простой причине, что люди жили маленькими группами с небольшой численностью и небольшой плотностью населения.

Для того, чтобы развивалась эпидемия, нужны носители эпидемии, должны быть люди, которые сами не очень страдают, но при этом заражены и могут заразить других людей. Заражённые люди начхали на всех вокруг, все вокруг заболели, из них часть людей умерла. При этом смертность не обязательно должна быть очень большой, но при большой численности населения это будет зримо, люди падают и умирают. Когда люди живут группами по десять или пятнадцать человек, скорее всего там не найдётся заражённого, они все генетически одинаковые, разнообразия никакого не будет, потому что они все родня.

Если это смертельная болезнь, то они умрут все. Они просто не успеют заразить соседей, потому что соседи за сто километров, где-то кочуют в этот момент. А если они все устойчивые, то они все устойчивые, никто не умрет и всё у них будет хорошо. Это не отменяет того, что болезни всё равно были. Болезни не обязательно должны быть человеческие. Например, чума распространяется сурками, у сурков эта болезнь ничего не вызывает, они просто носители этой болезни. Человек поймал сурка, съел его, заболел и умер. Такого рода случаи наверняка были и довольно регулярно. То ли от летучей мыши, то ли от панголина, в любом случае от каких-нибудь зверюшек.

Источник: https://www.interfax.ru/world/694446

Если отбросить конспирологические версии, то в любом случае у летучих мышей по факту много болезней, это даже доказывать не надо. Древние люди жили в пещерах, эти летучие мыши регулярно гадили им на головы. Они всё время копошились на полу в пещере, где летучие мыши валялись в сушёном виде. Люди легко могли заразиться, ещё и ели кого-нибудь периодически. Так, что древние люди сто процентов заражались регулярно. Сложность в том, что вирусные болезни, в том числе и бактериальные, очень редко отражаются на костях. Если человек умер от коронавируса, то на скелете это никак не отразится вообще. Чем острее, чем быстротечнее болезнь, тем труднее её определить. Хорошо определяются переломы, которые вы упомянули.

Если человек сломал кость, она долго у него зарастает, возникает костная мозоль, через разные дырочки выходит гной и это на кости можно увидеть. А если это вирус он никак на костях не отразится. Гипотетически можно выделить геном этого вируса из костей, но это гипотетически, пока к этому даже ещё не подошли. Некоторые паразитарные заболевания, которые уже не вирусы в принципе, иногда видно. Если в кости находился эхинококк и в ней образовал дырку, то это можно увидеть. Или анемия из-за малярии – минимум два случая ископаемых описаны. Когда на человека нападает злобный малярийный плазмодий у человека кончаются эритроциты и организм начинает производить новые в красном костном мозге, который сам по себе находится в губчатом веществе и в том числе в костях свода черепа. Кости свода черепа будут толстые за счёт именно губчатого слоя и это можно увидеть.

Но это уже не про вирусы. Да, действительно, мы лучше определяем именно травматические повреждения, когда люди падали, наносили друг другу удары по голове. То, что древние люди были все здоровые тут как бы и да, и нет, потому что с одной стороны большинство мало-мальски серьёзные заболевания приводили просто к смерти. Если кто-то чем-то заболевал и отчего-то страдал он скорее всего довольно быстро умирал. Если бы мы оказались во времена питекантропов, неандертальцев и кроманьонцев, в группе этих товарищей, мы бы увидели, что все они добры молодцы, все как на подбор и ещё добры девицы сюда же. Все они «кровь с молоком», здоровые, с красивыми зубами, потому что любые мало-мальски больные уже давно умерли. Cкорее всего младенцами. То есть идёт жёсткий естественный отбор. Как и сейчас, кстати говоря, если приехать к каким-нибудь папуасам на остров, таким ещё диковатым, они тоже все здоровые, потому что, если чуть что-то не так, человек просто умирает.

Это мы сейчас живые. Вот, например, я сейчас со своими плохими зубами, с пониженной мускулатурой, весь такой хилый и несчастный, тем не менее живу годами ещё и размножаюсь.

Так, что это уже следствие нашей такой крутой цивилизации, что мы выживаем все подряд. Это даже хорошо, потому что раньше бы много людей умерло, а сейчас живут. Культура развивается опережающими темпами.

С другой стороны, они были носителями каких-нибудь не слишком смертельных вирусов. Люди практически не лечились. В древности медицина какая-то была. Допустим, пожевать берёзовую кору или что-нибудь подобное. Вот на таком уровне была медицина в древности. Такая бабушкина медицина, деревенская у них, конечно, была. У любых дикарей и сейчас что-то такое есть. Подорожник приложить, но это не очень помогает, мягко говоря. Поэтому какие-то не смертельные заболевания были очень у многих. Если мы посмотрим скелеты, а это целая наука палеопатология, у нас этих больных персонажей – каждый второй.

Обычно здоровые скелеты те, которые мы не исследовали на этот предмет. А как только этот скелет начинает изучать палеопатолог, то тут же обнаруживается заболевание позвоночника, какая-то болезнь костей, потому что он мамонта на плечах таскал, какие-нибудь переломы. И с зубами не очень всё хорошо. Чаще всего что-то не так и обменные нарушения присутствуют. Из-за близкородственного скрещивания у них что-нибудь перекошенное. Травматических повреждений в виде переломов, травм, ударов по голове, сломанных рёбер огромное количество.

Как вообще род человеческий выжил если настолько ранимыми существами мы были всегда? Антибиотиков и скорой помощи не было. На самом деле мы не ранимей, чем все другие живые существа. Тоже самое можно спросить, как кошки выживают, а как мышки выживают, а как голуби выживают. Выживают за счёт большой численности, плодовитости. Человек на удивление плодовит, хотя у нас мало детей, за счёт выживаемости. По факту в мире сейчас проблема перенаселения. Люди склонны себя как бы принижать и говорить, что мы такие хиленькие, несчастные, ничего не можем, не умеем, другое дело зверюшки.

Зверюшки точно также болеют, страдают и мучаются. Просто мы больных зверюшек не видим, потому что их обязательно кто-нибудь съедает. Например, прибежали волки и всех больных оленей съели. Ну, а в древности то же самое было и с людьми, или с австралопитеками. Прибежали саблезубые тигры и всех больных съели. Выжили только самые здоровые. За счёт постоянного размножения, постоянного отбора самых живучих и отрицательного сальдо снова отбора самых не живучих. И прекрасно жили. Наше здоровье, какое оно у нас есть сейчас это достижение наших предков. Они нас одарили нашим хоть каким-то здоровьем. Но мы его стараемся спустить в известное место. Тем не менее живём каким-то образом. Не умираем.

Человек, как и все другие живые существа, приспособлен к своей среде обитания. Миллионы лет не зря прошли. Другое дело, что современный человек обычно живёт всё-таки не в своей среде обитания, наши предки не приспосабливались к жизни в квартире, сейчас все сидят в квартирах на изоляции, мы не для этого рождены. Даже я толстеть начал, вроде я к этому не приспособлен, полтора месяца тоже сижу на диване и не особо до кухни дохожу и обратно, в принципе куда я разбегусь. Это конечно здоровья не прибавит, но лучше так, чем заболеть коронавирусом, кашлять, лежать с маской на лице. Всегда и в эволюции, и в культуре, и сейчас приходится выбирать меньшее из зол. Сейчас изоляция, как она не тягостна и не грустна, но это лучше, чем у нас будет эпидемия и будут, как в средние века на улицах валяться мёртвые. 

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-51976187

Коронавирус не настолько как чума, что прямо на улицах валялись, но я думаю, что можно запустить и до такого вполне себе. Любую болезнь можно запустить, не проблема. Так, что всегда, во все времена был отбор и был выбор из наименьшего худшего. Видимо и сейчас будет своего рода отбор, кто приучиться мыть руки регулярно, тот будет больше иметь шансов выжить? Сейчас больше не на мытьё рук надо обращать внимание потому, что при изоляции я могу хоть грязью зарасти, если я ни с кем не общаюсь от кого я заражусь. Скорее сейчас дело в других вещах, в курении, например, есть же статистика, что те, кто курил и со смехом говорил: «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт». Вот теперь они нездоровенькими умирают. А те, кто не курил чудесным образом выживают. Те, кто делал прививку БЦЖ, пресловутую, показано, что в три раза чаще выживают. Я не уверен, что это достоверная статистика, но довольно наглядно это видно.

По Германии собирается статистика одинаковая, по двум частям Германии очень хорошо видно это. Всё-таки здоровый образ жизни, соблюдение гигиены однозначно способствуют выживанию. Современные люди про это очень сильно уже подзабыли, как это ни странно, потому что у нас гигиены в 19 веке и раньше не было практически никакой вообще. Кто-то конечно и соблюдал гигиену. Потом в ранние советские времена гигиену стали насаждать, медицину активно развивать и продвигать в массы.

Следующие семьдесят лет все жили при практически идеальных условиях и расслабились. Забыли, как бывает в отсутствии гигиены, все кто жил в отсутствии гигиены уже просто умерли, потому что им уже 120 лет должно быть. Сейчас остались только те, кто всегда жил практически при идеальной гигиене. Им кажется, что не обязательно делать прививку от кори, зачем, от неё и так никто не умирает. Я сколько живу, мне сорок лет, ни разу не видел ни одного больного корью, и не слышал, чтобы кто-то болел, или знакомый страдал или дети. Многие считают, что это какая-то ерундовая болезнь, вообще смешная и перестают делать прививки. И тут раз и появляется корь чудесным образом. Эпидемия в США, на Украине я слышал тоже есть, и у нас.

Это не от страны зависит, где больше, где меньше. Сейчас это такая проверка прочности медицинских систем. Надо радоваться, что мы у нас живём, у нас как-то на удивление всё работает. Если посмотреть по статистике у нас количество проведенных тестов на втором месте в мире после США и то, мы их потихонечку догоняем при том, что у нас численность населения, в два раза меньше.

А по смертности у нас какие-то смешные цифры, если сравнить с Бельгией, там вообще ужас, что твориться. Статистика у нас ведётся. Сейчас конечно же разные сторонники заговора начнут говорить, что у нас цифры подгоняют. Ну, как подгоняют. У всех есть знакомые, родственники, какие-то знакомые, работающие в медицине, медсёстры и так далее. Спросите у знакомых как всё это происходит. Я не вижу, чтобы народ падал, при смерти был, у нас как-то медицина справляется нормально. И надо это поддерживать и сохранять эти достижения. К сожалению, не всегда так получается. Сейчас начну плакать, что образование и медицина у нас катятся куда-то, но я себя сдержу.

Источник: https://www.interfax.ru/world/694446

Присоединяйтесь к нашей рассылке

Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.