Существует масса других представителей лемурообразных. Они отличаются цветом глаз: голубым или оранжевым. Крупнейшими ныне живущими лемурами являются индри, или короткохвостые индри (лат. Indri indri). Хвост у них, в отличие от всех других лемуров, очень короткий и достигает лишь 4-5 сантиметров. Исчезновение хвоста всегда было связано с увеличением размеров тела и снижением подвижности. С сокращением прыгательной деятельности пропадает необходимость в балансировке и управлении с помощью хвоста: хвост исчезает. У короткохвостого индри именно это и происходит. Индри и особенно сифаки, или пропитеки (лат. Propithecus), замечательны тем, что их конечности настолько приспособлены к хватанию за ветки, что по земле они уже ходить на четвереньках не могут. Они по земле прыгают на задних лапах, передвигаясь преимущественно боком. Их еще называют «танцующими лемурами», потому что они двигаются по земле на задних лапах прыжками, широко расставив руки. Некоторые передвигаются преимущественно боком – это напоминает своеобразный танец. В интернете можно найти множество видеороликов на эту тему. Это отражает предпосылки появления прямохождения. Когда уже строение тела приспособлено к вертикальному положению на деревьях, строение рук специализированно настолько, что на четвереньки вернуться трудно, то проще по земле передвигаться на двух ногах. Это касается не только лемуров, но и гиббонов, и прочих животных.
Другие лемурообразные, которые живут не на Мадагаскаре, – потто и галаго. Потто (лат. Perodicticus potto) – животные, обитающие в тропических лесах Африки. Они самые растительноядные из всех полуобезьян, питаются практически только фруктами и листьями. Их движения очень медленные и осторожные. Имеют уникальную систему защиты: остистые отростки первого грудного и последнего шейного позвонков сильно выступают назад, образуя на шее бугорок. Возможно, это образование служит для обороны от хищников, и потто пытается этими колючками уколоть врага, пригибая голову к груди. Хотя хищники могут хватать свою добычу не только за шею. Судя по тому, что потто не вымирают, а процветают, этот способ защиты для них эффективен.
Практически противоположностью потто по образу жизни являются галаго (лат. Galago). Хотя это очень близкие родственники. Галаго – очень быстрые и активные животные. Пяточная и ладьевидная кости у них сильно удлинены, хвост длинный, балансирующий. Живут как в тропических лесах, так и в саванне. Для зверька небольшого размера нет разницы между лесом и саванной: главное, чтобы там насекомые водились. Они достаточно хищные, в диете в основном у них насекомые, некоторые виды предпочитают растительную пищу. У них очень ловкие и цепкие лапки. Это показывает, как у приматов развивались опорная и хватательная функции рук. Галаго – очень сообразительные звери. В юго-восточной Азии обитает семейство приматов – лориевые (лат. Loridae). У них специфическое строение кисти: большой палец противопоставлен остальным пальцам; указательные пальцы на передних лапах почти рудиментарные; на втором пальце задних лап у лориевых когти для чистки шерсти. Существует несколько видов лориевых, среди которых выделяют толстых лори (лат. Nycticebus) и тонких лори (лат. Loris).
https://awesomeworld.ru/zhivaya-priroda/zhivotnyj-mir/kto-takie-tolstye-lori.html
Несмотря на то что они очень медлительные и неторопливые, лори – злые и агрессивные хищники, ведущие одиночный образ жизни. Если двух самцов посадить в одну клетку, то там гарантированно останется только один из них. В отличие от галаго, лори охотятся, подкрадываясь: их движения очень осторожные и медленные, они никогда не прыгают. Это делает их незаметными для насекомых. Подкрадываясь достаточно близко к добыче, лори очень быстро ее хватает и ест. Недавно выяснилось, что толстые лори – единственный известный род ядовитых приматов и один из всего лишь семи известных ядовитых млекопитающих. Яд выделяется железами на передних конечностях. В смеси со слюной яд или размазывается по голове, чтобы отпугивать хищников, или держится во рту, позволяя лори особенно болезненно кусаться. Яд толстых лори способен вызвать удушье и смерть не только у мелких животных, но даже и человека. Втертый в мех яд служит также защитой от паразитов. Аборигены и орангутаны лори ошкуривают и едят.
Кроме того, выдвигается гипотеза, согласно которой развитие ядовитых желез у этого рода связано с мимикрией: яд толстых лори, как и черные «очки» вокруг глаз и шипящие звуки, издаваемые в момент опасности, призван придать этим приматам сходство с очковой змеей. Такое защитное поведение является для лори эффективным, это отпугивает собак и кошек. Это единственный надежный более или менее пример мимикрии среди млекопитающих: когда млекопитающее изображает кого-то, в данном случае – рептилию. За счет темных пятен вокруг глаз отдаленно лори могут напоминать животным кобру.
Долгопятов (лат. Tarsius) ранее относили к подотряду полуобезьян, а сегодня их рассматривают как одно из семейств сухоносых обезьян. Если анализировать строение долгопятов, то признаки полуобезьян и обезьян представлены у них практически поровну. Если смотреть по эволюционному ветвлению, то вначале от общего предка разошлись полуобезьяны и обезьяны. Обезьяны сразу разделились на долгопятов, сохранивших исходные признаки, и уже нормальных обезьян с измененными признаками. У них есть примитивные черты в строении височной кости, зубной системы, подшерсток сохраняется. Гораздо больше у них черт специализированных, которые присущи только им. Пальцы чрезвычайно длинные, снабженные на концах утолщениями, как бы присосками, облегчающими лазанье по деревьям. Прыгают долгопяты весьма хорошо, могут прыгать на 6 метров. Человек может прыгать примерно на 1,5 метра, а небольшой долгопят прыгает на 6 метров. Этому способствует удлиненный пяточный отдел стопы, давший название роду. Голый хвост с кисточкой на конце достигает длины от 13 до 27 сантиметров и используется для балансировки. В отличие от полуобезьян, на пальцах стопы у долгопятов растут даже два когтя, что делает их примитивнее полуобезьян.
Строение головы крайне специализированно: глаза очень большого размера. Даже один глаз долгопята по размеру больше его головного мозга. Глаза в глазницах поворачиваться практически не могут. Крупная округлая голова способна поворачиваться практически на 360 градусов. Это легло в основу поверья местных жителей о том, что у долгопятов голова не приделана к туловищу, и если человек его увидит – это к несчастью, у него голова тоже отвалится и будет вращаться во все стороны. Поэтому дикие местные жители убивают долгопятов. Адекватные местные жители создают парки для туристов, в которых наоборот долгопятов разводят. Это зависит от дикости аборигенов. Долгопяты – самые хищные среди всех приматов. Они могут питаться и растительной пищей, но практически целиком их диета состоит из насекомых.
Обезьяны в узком смысле делятся на широконосых (лат. Platyrrhini) и узконосых (лат. Catarrhini). Широконосые обитают на американском континенте, от южной Мексики до северной Аргентины. Узконосые, или обезьяны Старого Света, – в Африке, Азии, Европе. Главная загадка широконосых – как они оказались в южной Америке. На момент их появления от 40 до 26 миллионов лет назад потенциально они могли возникнуть из североамериканских полуобезьян, которые в то время там были. Проблема в том, что североамериканские полуобезьяны были уже очень сильно специализированы: по типу долгопятов или лемуров. В Северной Америке широконосых до определенного времени не было, они появились гораздо позже. Палеонтологические предки широконосых обезьян известны из Северной Африки: Алжира, Туниса, Ливии, Египта, в котором больше всего находок. Логично предполагать, что подобные существа жили по всей Африке. Возникает вопрос: как они из Африки добрались до Южной Америки через Атлантический океан. В то время, в олигоцене и в эоцене, Атлантический океан был в два раза уже: с тех пор Америка от Африки отдаляется. Между Северной и Южной Америкой был пролив, там, где сейчас Панама находится. Как раз из Северной Америки в Южную им могло быть труднее добраться. Выдвигались предположения о том, что они через Берингов пролив прошли.
Источник: https://iia-rf.ru/animals/oligocen-i-nizhnii-miocen-oligocen-miocenovaya-katastrofa-23-mln-let-nazad/
Даже в эоцене, когда в Гренландии были тропические леса, водились крокодилы и росли широколистные деревья, в Сибири приматов не было вообще. Севернее Монголии и Забайкалья приматы не продвинулись, до Берингова пролива еще сильно далеко было. В Северной Америке тоже их нет. Поэтому они должны были пройти из Африки в Южную Америку напрямую через Атлантический океан. Поскольку океан был гораздо уже и существовал пролив между двумя Америками, видимо, течение туда устремлялось. Вероятно, оно было быстрее, чем сейчас. И сейчас экваториальное течение тоже есть в обе стороны: от Африки к Америке и в обратную сторону. Но сейчас дрейфовать там можно довольно долго, есть штилевая полоса, для которой характерны длительное затишье и слабые ветры. Африканские реки выносят в океан огромное количество упавших деревьев, каждое дерево приличного размера – это экосистема с живыми существами, листьями и прочим. Какое-то время это достаточно автономная вещь, на которой можно жить, плывя по океану. Вопрос в том, как долго там можно жить. Примерно 99% обезьян тонуло недалеко от берега и сейчас тонет. Но если умножить миллионы деревьев на миллионы лет, то несколько деревьев с живыми обезьянами, видимо, доплыли. Это удалось сделать не только обезьянам, но и другим существам: кавиморфным грызунам (дат. Caviomorpha), почти нелетающим тропическим птицам – гоацинам (лат. Opisthocomus hoazin), чешуйчатым пресмыкающимся – амфисбенам (лат. Amphisbaenia), семейству ящериц – сцинковым (лат. Scincidae), паукам-птицеедам (лат. Theraphosidae) и другим. Доплыть до Южной Америки было достаточно трудно, но несколько раз им это удалось сделать. Южная Америка была практически раем: там были огромные тропические леса, но не было никаких нормальных древесных животных.
Южноамериканские фауны так складывались, что там из древесных животных есть только сумчатые, опоссумы, которые не являются конкурентами для приматов. Хищников в этих лесах не было: если нет животных на деревьях, то и древесных хищников тоже не будет. Потом появились гарпии, из Северной Америки пришли оцелоты (лат. Leopardus pardalis), ягуары (лат. Panthera onca) и другие. А на тот момент их не было. Был целый континент с изобилием еды в виде птиц и фруктов, с отсутствием конкуренции и хищников. Обезьяны в кратчайшие сроки дали так называемую кустообразную эволюцию: от одного предка произошло огромнейшее разнообразие. Это создает проблемы для классификации широконосых обезьян: крайние формы из современного многообразия четко отличаются, а промежуточные формы отличаются друг от друга не сильно. Поэтому в систематике широконосых обезьян были перебраны все технически возможные варианты.
https://www.youtube.com/watch?v=tQzLQjXuQuM
В большинстве систем каждый род имеет статус своего подсемейства, иногда еще и семейства. Для простоты обычно делятся на две группы в ранге семейства: капуциновые (лат. Cebidae) и игрунковые (лат. Callitrichidae). Капуциновые – более крупные, игрунковые – более мелкие. Среди капуциновых выделяют ревунов (лат. Alouatta). У самцов увеличенная подъязычная кость, служащая резонатором при издавании громких ревущих криков, которыми известны представители рода ревунов. Эти звуки могут распространятся на 4 километра. У ревунов есть запевала, который первым начинает издавать звуки, остальные подхватывают.
Паукообразные обезьяны (лат. Atelidae) могут использовать хвост в качестве хватательной конечности. На руке у них большого пальца практически нет, он очень рудиментарный: кистью брать неудобно. Поэтому они используют хвост, подвешиваются на него. На нижней стороне хвоста нет шерсти, но есть папиллярные узоры, что усиливает цепкость и увеличивает чувствительность. Хвостовые позвонки по форме напоминают человеческие фаланги пальцев. У всех нормальных животных хвостовые позвонки представляют собой палочковидные косточки. У паукообразных обезьян они плоские с расширенными концами, приспособленные для хватания.
Среди приматов у саймири (лат. Saimiri) самый высокий удельный вес массы мозга к общей массе тела (1/17), это примерно в два раза выше, чем у человека. При этом в мозгу саймири полностью отсутствуют извилины, что свидетельствует о его более простом, чем у других приматов, строении. Саймири можно назвать идеалом обезьяны, квинтэссенцией. Обезьяны из мультипликационных фильмов рисуются фактически по образу саймири.
Из семейства саковых (Pitheciidae) выделяют вид приматов Нового Света – лысый уакари (лат. Cacajao calvus). Его особо заметным признаком является красное безволосое лицо. Это крупные приматы с укороченным хвостом. Питание их состоит преимущественно из плодов с твердой скорлупой и незрелых семян.
Приспособленные к специализированной пище резцы тонкие и выделяются вперед.
Ночные обезьяны (лат. Aotidae) — семейство приматов из парвотряда широконосых обезьян, включающее в себя один современный род — мирикины, или ночные обезьяны, или дурукули (лат. Aotus). Ночные обезьяны — единственные активные по ночам обезьяны Нового Света и наряду с долгопятами единственные с таким поведением среди всех сухоносых приматов. Уши у них маленькие и часто скрыты в шерсти.
Еще одним родом обезьян семейства саковых являются прыгуны (лат. Callicebus). Это настолько общительные приматы, что когда они отдыхают или спят, то находятся рядом, хвостами обвивая друг друга.
Все южноамериканские обезьяны отличаются крайней общительностью, живут компаниями, в которые часто входят индивиды из разных видов. Кроме приматов там могут быть и носухи, и попугаи. Одни – лучше видят, другие – слышат, третьи – нюхают. Обезьяны – самые сообразительные. Суммарная защита от хищников получается больше.
Сейчас очень активно изучаются капуцины (лат.Cebus): они оказались самыми интеллектуальными среди всех приматов, кроме человекообразных. Они регулярно в природе используют каменные орудия труда: вскрывают ракушки, орехи. Недавно во время изучения поведения капуцинов было обнаружено, что они при ударении камня о камень слизывают образовавшуюся при этом каменную пыль. Точно не установлено, что именно они слизывают: то ли минералы, то ли лишайник, то ли еще что-то.
https://www.youtube.com/watch?v=tQzLQjXuQuM
Во время этого процесса образуются отщепы – орудия труда, но это побочный эффект ударения камня о камень. В последующем место обнаружения таких отщепов археологи могут определить стоянкой человека с образцовыми орудиями труда. На самом деле, они нецеленаправленно создаются капуцинами буквально последние столетия. В испанских хрониках зафиксировано такое поведение капуцинов еще примерно в XVI веке. Сейчас даже существует такая дисциплина как археология капуцинов: ведутся раскопки в местах, где капуцины случайным образом создавали свои орудия. Если в Южной Америке находят стоянку с отщепами с датировкой 20 миллионов лет, это могли быть предки капуцинов, а не предки индейцев. Это доказывает то, что всегда нужно все проверять и перепроверять.
https://www.youtube.com/watch?v=tQzLQjXuQuM
Вторая группа широконосых обезьян – игрунковые. Это наименьшие по размерам приматы. Самые маленькие достигают величины 13 сантиметров и веса 100 грамм. Пища многих видов игрунковых состоит в основном из древесных соков, ради которых они подгрызают кору своими острыми резцами. Виды игрунковых, у которых зубы не адаптированы для прогрызания коры, все равно могут питаться соками деревьев, добытыми приспособленными к этому другими видами. Из-за маленьких размеров они очень специфичны: на руке и ноге большой палец не противопоставляется остальным, на всех пальцах рук и ног за исключением больших пальцев ног имеются когти для усиления цепкости.
Они бегают по спирали, как белки. У них настолько маленькая голова, что третий моляр (зуб мудрости) исчез совсем больше 10 миллионов лет назад. У человека сейчас происходит активный эволюционный переход от их наличия к отсутствию, а у них уже давно эти зубы исчезли. Есть только один вид, у которого эти зубы сохраняются. Самки дважды в год рождают от одного до трех детенышей. В 80% случаев в помете двойня. В воспитании потомства участвуют и самцы из группы, которые прежде всего носят детенышей на спине.
У многих игрунковых размножается в группе только одна самка. Это напоминает уклад жизни общественных насекомых, у которых есть размножающаяся матка и ее окружение. Правда, рабочими особями игрунковых назвать сложно: они не работают, сооружения по типу муравейников и термитников не строят. Возможно, все впереди.
Среди игрунковых представлено огромное количество видов, отличающихся окрасом шерсти, формой грив, усов, хохлов и прочим. Постоянно обнаруживаются новые виды. Раз в три года точно новый вид описывается. Не исключено, что они с такой же скоростью и исчезают. Некоторые в природе исчезли в какой-то момент, только в неволе сохранялись, потом снова выпускались. Леса вырубаются со страшной скоростью. Случается, что новые виды описывают ошибочно. Например, по экспонату музейной коллекции был описан специфический вид пепельной игрунки. Потом выяснилось, что это серебристая игрунка (лат. Mico argentatus), светло-серебристого цвета. Экспонат, покрывшийся пылью в подвале музея, был ошибочно описан как новый вид.
https://www.youtube.com/watch?v=tQzLQjXuQuM
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.
Станислав Дробышевский. Не все, что мы поглощаем, полезно. Это опять же к вопросу о возможных крутых преобразованиях нашего организма в будущем. Можно сделать питание таким, чтобы не нужно было сбрасывать отходы. Марат Секаев. Это нормальная тема. Станислав...
Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”
Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять бывали ли доброта и человечность в древности крайне проблематично — то есть мораль она не окаменевает. Мы не можем найти её в виде окаменелости. Отпечатки и чего-то такого зримого, вещественного, что можем...
Присоединяйтесь к нашей рассылке
Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.