Изменение человека будущего в космосе, естественно, тема очень волнующая, а также бездоказательная и безосновательная. Пока еще люди в космос далеко не уходили. Максимальная продолжительность жизни в космосе – около года (чуть больше года), что недостаточно. И поколения в космосе пока еще не проходили.

Для того, чтобы человеческий организм приспособился к жизни в космосе, необходима огромная численность живых организмов, популяция. Из, желательно, тысяч индивидов и хотя бы нескольких поколений. И, что немаловажно, – естественный отбор. Для того, чтобы содержать большое количество человек, допустим на Марсе, нужно как-то их кормить.

С другой стороны, условия не идеально совпадающие с земными. Конечно, можно заселиться на Марс, создать там колонию, создать получше искусственную гравитацию, накачать воздух в купола, создать искусственное освещение как на Земле. Сделать абсолютно такую же еду как на Земле. И тогда для людей условия будут ровно те же самые. Тогда и люди меняться не будут. Поэтому необходимо, чтобы условия на Марсе все же отличались от земных.

Но отличались не настолько сильно, чтобы все умерли в первый же день. Потому что, если отличия будут сильно большие, то все помрут просто. Нужно чтобы всё-таки был естественный отбор, что современное общество не склонно допускать. Потому что в условиях современной медицины показатели смертности значительно снизились. Мы же гуманные люди и медицина у нас на уровне.

Если мы сможем запустить 5 000 человек на Марс, и они там начнут размножаться, то мы будем стараться, чтобы каждый родившийся выжил. Так как новых туда отправлять будет проблематично. Каждый человек на счету. Но для того, чтобы пошла эволюция, необходимо чтобы кто-то, к сожалению, умирал.

Люди могут заселятся куда-то настолько далеко и настолько сложно, что притока нового населения будет очень мало или не будет вообще. К примеру, – мы устанавливаем огромную станцию на Марсе, заселяем ее людьми и в дальнейшем новых колонистов туда не подвозим. Средства существования, чтобы полноценно жить, у них ограничены.

Медицина есть, но примитивная, так как условия все-таки экзотические. Соответственно, начнется естественный отбор. Процесс, который будет стремительно развиваться. Потому что куда бы мы не вылетели, даже на околоземную орбиту, там уже условия совсем другие и куда пойдёт эволюция – неизвестно, так как за пределами Земли огромнейшее количество иных условий жизни.

Например, если люди заселятся на Марс, где пониженная гравитация, то понятно, что наш тяжелый, крепкий, хорошо минерализованный скелет становится менее актуален. Зачем содержать кости, если тяжести особой нет. Вернее, она есть, но в полтора раза меньше, чем на Земле.

Это мы видим по современным космонавтам, которые довольно долгое время провели в невесомости. У них из костей вымываются минеральные вещества, и когда космонавты прилетают на Землю, у них развивается острая форма остеопороза.

Для того, чтобы поддерживать себя в здоровой форме, они вынуждены в космосе постоянно тренироваться и по этому поводу на космические станции доставляли спортивные принадлежности, инвентарь и тренажёры. Хоть это и очень дорого, но это необходимо, чтобы космонавт был хоть в каком-то минимальном тонусе. На Марсе потребность в спортивных тренировках может быть немного меньше, но все же есть. Но и ослабление скелета неизбежно.

При этом ослабленный скелет выгоды никакой не даёт, но и существенно не влияет на общую работу организма. К примеру, индивиды  с тонкими костями при низкой гравитации выживают. А индивиды с крепким, тяжелым скелетом во-первых, теряют прочность костей за счёт остеопороза. Во-вторых, тратят больше калорий, энергии и минеральных веществ на построение скелета, а им это ничего не даёт. В среднем, на большую статистику, они будут немного проигрывать.

Источник: https://pikabu.ru/story/ideya_dlya_spacex_kolonizatsiya_marsa_4512228

Тоже самое с затратой калорий мышечной массой и пищеварительным трактом: если можно довольствоваться меньшим количеством пищи (если мы меньше энергии тратим на вставание, поднимание и ходьбу), то можно немного укоротить пищеварительный аппарат. Стать тощим.

С другой стороны – если в этой колонии ресурсов вообще мало, и там практически голодают, то пойдёт отбор на специфические варианты пищеварительной системы и обмена веществ.

Как пример мы наблюдаем выживших блокадников в Ленинграде. Недавно стало известно, что выжили те, у кого был ресурсосберегающий обмен веществ. Который в нормальной популяции приводит к повышенному риску диабета и атеросклероза Но при блокадных условиях, когда еды почти нет, ожирение и диабет не грозит, энергосберегающий генотип и фенотип становятся самыми выгодными.

И это не только в условиях суперэкстремальных, как в блокадном Ленинграде. В диких племенах, которые живут в совершенно мрачных условиях: эскимосы, австралийские аборигены, индейцы, которые пока живут в своих диких местах, у них всё хорошо, а как только они начинают питаться европейской пищей и много есть, то сразу же жирнеют, появляются диабет, кариес, пародонтоз и всё на свете вместе взятое. Может быть такие экзотические, с нашей современной точки зрения варианты, будут востребованы и актуальны в экстремальных условиях других планет.

А если сила тяжести будет повышенная, допустим на Альфа Центавра, то наоборот будут востребованы большие кости. Что мы видим на примере горилл, которые весят 200 кг при росте 1,40-1,60 как у современного человека. Но она просто тяжелее и за счет этого её кости огромной толщины, с гигантским мышечным рельефом и совершенно невероятной мускулатурой. Люди на планете с повышенной массой тела тоже будут коренастые, при этом размер тела и в случае с пониженной массой, и в случае с повышенной массой, может быть очень разным, что определяется питанием.

Источник: https://naukatv.ru/articles/759

Это мы видим на примере пигмеев. Когда питания не хватает – становится выгодным маленький размер тела. Просто маленький человек мало энергии тратит. На Марсе при недостатке пищи все будут тощие и низенькие. Часто срабатывает такой стереотип – если человек тощий, то обязательно высокий. Но нет, если его не кормить, то он будет маленький. Причем, в начале он будет маленький, потому что недоедает, а через несколько поколений это еще и отбором отберется, и все будут маленькие уже по генетическим причинам. И уже дальше, сколько их не корми, большими не вырастут.

На большой планете тоже сильно высокими не станут, так как сильно высокий – это значит слишком тяжёлый. И тоже будут, скорее всего, сравнительно небольшого роста. Размеры современного человека (европейца) большие. Мы крупнее всех наших предков (кроме отдельных суперэкзотических). Мы гиганты из мира приматов. Только гигантопитеки крупнее нас и гориллы тяжелее. Потому что горилла, в среднем, ниже нас ростом.

Источник: https://fishki.net

Если же, допустим, условия будут с пониженным содержанием кислорода, то будут отрабатываться биохимические системы экономии кислорода. Что мы видим у населения высокогорья. Например, у тибетцев, которые некоторую часть этой экономии кислорода унаследовали от денисовцев, развили ее и усилили. Есть разные способы как это можно сделать: наращиванием мышечной массы, как на Кавказе, или увеличением объема легких, как у всех высокогорных популяций, увеличением объема вдоха. Жители каких-то астероидов и планет с пониженным количеством кислорода будут иметь большую грудную клетку, может быть повышенную мышечную массу и может быть пониженный обмен веществ, чтобы не тратить кислород.

Могут быть проблемы с температурой – когда слишком жаркo, тогда они будут тощие все. Если слишком холодная температура, тогда они будут коренастые (шароподобные). Или, например, при повышенной радиации не исключены какие-то защитные покровы.

Может быть особая чувствительность к радиации. К примеру, некоторые современные насекомые (муравьи, тараканы) обладают способностью распознавать радиацию. Правда непонятно как у человека могло бы такое возникнуть. У нас ведь нет зачатков для этого никаких. Но если возникло у тараканов, то почему бы ему не возникнуть и у нас? Эволюция показывает, что совершенно невообразимые вещи могут возникать из, казалось бы, обычных органов. У птиц есть способность распознавать магнитные поля из зрения вперемешку с обонянием. Они практически видят магнитные поля. Тогда почему бы и нашим потомкам на других планетах не видеть радиацию тем же зрением или обонянием ее нюхать.

Источник: https://naked-science.ru/article/nakedscience

Таких вариантов очень много. Но для достижения всех этих изменений, необходима большая численность и длительное время. Но если уж наши потомки смогут достигнуть этих отдаленных экзотических миров и будут иметь такие технологии, чтобы создать там живые купола, построить производство, гидропонику, добывать полезные ископаемые, полный цикл производства от руды до готовых изделий и переработки отходов, то уж и подавно будут обладать возможностями генномодификации. В том числе себя. Потому что у нас пока этих замкнутых циклов на других планетах нет. А генная инженерия обгоняет. Я думаю, что к тому моменту, когда мы сможем достигнуть других звёзд, туда долетят уже вообще не люди.

Поэтому всякие фильмы в духе «Покорителей космоса», когда такие вполне себе современные люди летают по разным планетам – полная ерунда. Это всё равно, что австралопитеки бы снимали фильмы про нас современных. Австралопитеки с руками до колен, с обезьяноподобными лицами и мозгами 400 г, летали бы на звездолетах и на машинах катались. Других миров достигнут может быть уже не человекоподобные существа, а потомки людей, но очень сильно изменённые сознательным путем. Без всякой эволюции естественной, а уже генной модификацией. И по требованию и необходимости конкретных условий, куда они летят, будут отращивать себе ноги. Если там большая гравитация, то почему бы не сделать себе лишние опоры. Допустим в виде улитки себя сделать, чтобы площадь опоры была большая. Зачем ноги (наследие кистеперых рыб), если можно ползать на животе. Если это газовый гигант, то почему бы там не летать или плавать в жидком аммиаке, допустим. И сделать себя совсем какими-то другим, с плавниковыми складками. Почему бы не нарастить себе в три раза больше мозгов или, например, жабры, для жизни под водой и тому подобное.

Источник: https://www.kem.kp.ru/daily/26802/3837684/

Тут вопрос, где границы человечности и не человечности проходят. Сможем ли мы в этих генномодифицированных потомках признать людей. Но тут уже больше философы должны отвечать, что такое человечность в отрыве от физической формы. Хотя понятно, что и физическая форма определяет в немалой степени сознание. И будет ли вот эта медузоподобная (например, на Нептуне, мегаустойчивая к холоду и радиации, но при этом разумная) ощущать себя как мы. Ведь даже если современному человеку ампутировать руку, он будет уже не такой, как человек с рукой. Он совсем по-другому себя будет чувствовать. Вспомните Доктора Хауса, который был с ногами и с руками, но у него просто очень болела нога, и уже он немного поменялся. А если у человека нет ни рук, ни ног, а есть щупальца и мозги у него не в голове, а в брюшной полости, то может быть у него и мироощущение будет совсем другое. Если он видит в ультрафиолете и рентгеновских лучах, ориентируется по запаху, то это уже совсем другой тип цивилизации. Может у них и техника уже будет совсем другая. Им не нужны будут ни стулья, ни компьютер с клавиатурой. Прогресс именно биологической науки вместе с кибернетикой, открывает совершенно необозримые горизонты.

Более того, биология и генная инженерия, в этом смысле, обгоняет технологии. И, скорее всего, мы еще на Земле сможем это всё реализовать и сделать людей, которые смогут плавать в океане. У нас ведь 70% планеты под водой. Так почему бы не сделать для начала подводные цивилизации на Земле, а потом уже заселять Марс и так далее. Тут перспектива совершенно безгранична.

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/vert-earth-russian-45037466

Присоединяйтесь к нашей рассылке

Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.