Никита Рудаков. В представлении обывателя древние Хомо Сапиенсы это недолюди, полуобезьяны, покрытые то ли шкурами, то ли собственной шерстью. И вообще весь каменный век к истории человечества в принципе особо и не относится. Да, были эти недолюди, а потом началась история с фараонами, Римской империей и полётами в космос. Что же действительно мы знаем о наших далёких предках, а главное, что мы о них придумали. Итак сегодня наука против мифов о каменном веке. Сегодня в битву против невежества, с праведным гневом учёного наперевес, ринулся самый популярный популяризатор науки в России, доцент биологического факультета МГУ, антрополог Станислав Дробышевский. Здравствуйте, Станислав. Рад Вас видеть.

Станислав Дробышевский. Здравствуйте.

Никита Рудаков. Сегодня тема нашей беседы – каменный век. Эту тему можно назвать «Мифы каменного века». Недавно я прочитал школьный учебник и там на мой взгляд всё своеобразно описано, такое ощущение, что в каменном веке какие-то полу гориллы в шкурах варили себе какой-то бульон на костре. Мне бы хотелось разобраться чуть посерьёзнее.

Но начать наш серьезный разговор я бы хотел с такой не серьёзной вещи. В интернете я нашёл песню, которая была популярна в 60-е годы у наших геологов. Она так и называется «Неолитическая». Я хотел бы зачитать первый куплет.

Помнишь первобытную культуру?
У костра сидели мы с тобой.
Ты мою изодранную шкуру
Зашивала каменной иглой.
Я сидел нечёсаный, не бритый,
Не членораздельно бормотал.
В эти дни топор из неолита
Я на хобот мамонта сменял.

Звучит смешно. Скажите, если доля правды в этой шутке?

Станислав Дробышевский.  Доля есть где угодно.

В неолите мамонтов уже не было, по крайней мере в тех местах, где жили люди. Вообще относиться к шуточному тексту серьезно довольно бессмысленно. Я более чем уверен, что те, кто сочинял они специально так эти слова собирали, чтобы это получалось несуразно. Я думаю, для археологов, историков и антропологов это звучит гораздо смешнее, чем для обычного человека.

Источник: https://cultprosvet-mag.livejournal.com/25183.html

Никита Рудаков. Давайте сделаем это смешным для обычного человека. Что здесь не совсем правильно? Та самая картинка из учебника, где сидят эти самые товарищи в каменном веке. Чего тогда не было? Шкуры не было? Или не членораздельно они уже бормотали?

Станислав Дробышевский. Тут идёт смешение всего на свете, потому что когда он не членораздельно бормотал, у него не было одежды, когда была одежда, чаще делали не просто из шкуры, а из хорошо выделанной шкуры и даже ткачество довольно быстро появилось. 26 тысяч лет назад уже было ткачество, это мы точно знаем. Есть отпечатки ткани на глине, найденные в Дольни-Вестонице на территории современной Чехии. Каменные иглы никто никогда не делал, каменные проколки делали, их много, а иглы делали из кости. Есть иглы костяные с ушком, но это уже во времена Солютрейской культуры и Мадленской культуры, 20 тысяч лет и меньше. Это уже не было не членораздельное бормотание.

Никита Рудаков. А что-то они обменивали?

Станислав Дробышевский. Ну обменивать, скорее всего обменивали, может и раньше сапиенсов. Возможно, это даже было. Неолитический топор это уже ко времени 7 тысяч лет назад. На Ближнем Востоке может и до 12 тысяч лет назад. Но, это уже не мамонты, это уже другая территория. А во-вторых время. Неолитические топоры с мамонтами не пересекались нигде и никогда.

Никита Рудаков. Вообще, что такое каменный век? Что в этот момент было на нашей планете?

Станислав Дробышевский. У людей существует какое-то представление, что был отдалённый однообразный каменный век, а потом была богатая история, где были фараоны, цари, колесницы. На самом деле всё диаметрально наоборот. Есть каменный век, который начинается два миллиона шестьсот тысяч лет назад, если это наш каменный век, а если не наш, то и три миллиона триста тысяч лет назад. До нас были другие виды, которые то же делали каменные орудия. Допустим кениантропы, которые потом исчезли.  Если взять от двух миллионов шестьсот тысяч лет назад и до наших дней, то и сейчас есть люди, которые пользуются каменными орудиями труда, например андаманские аборигены.

Если брать нашу цивилизацию, то это до семи тысяч лет назад и даже меньше, до пяти тысяч лет назад, когда стали использовать хоть какой-то металл. А оставшиеся пять тысяч лет — это история. То есть, где 2,5 миллиона лет и где 5 тысяч лет, это на самом деле погрешность измерения. Вся наша история с цивилизацией, письменностью, городами, бюрократией это пенка на поверхности. Поэтому весь каменный век не что-то однородное, а это огромное разнообразие всего. Те, которые жили два миллиона лет назад, это не те же самые, которые жили миллион лет назад. Те, что жили миллион лет назад, это совершенно не то же самое, что четыреста тысяч лет назад. Те, что четыреста тысяч лет назад, не те, что сто. Те, которые сто тысяч лет назад, не те, что пятьдесят или двадцать. Те, что двадцать, не те, что двенадцать. Были свои изменения, причём это не просто по времени, это ещё и на разных территориях.

Источник: https://ysia.ru/otkazalis-ot-progressa-narody-kotoryh-boitsya-ves-mir/

Одно дело если это Южная Африка, а другое дело Сахара, хотя это всё Африка, но они совершенно разные были. Третье дело Ближний Восток, причём в разных местах то же не одинаково. Кавказ, Восточная Европа, Западная Европа, Сибирь, Юго-Восточная Азия, какие-нибудь острова, что характерно каждый остров отдельно, с какого-то момента Австралия. Две Америки, причём внутри себя они ещё делятся на сто регионы. Это настолько разнообразный мир, он настолько большой, что там только не происходило. Кто-то бегал голый, кто-то шить умел, кто-то ткани делал, кто-то на мамонтов охотился, а кто-то на сайгаков, а кто-то на кенгуру, кто-то рыбу ловил. Это совершенно разные люди, у них общества были разные. Кто-то друг друга ел, а кто-то друг о друге очень заботился. Кто-то к детям так себе относился, они умирали, как бы ещё нарожаем, а кто-то очень о них заботился. Это не просто какой-то абстрактный каменный век, это очень разные люди. Они физически выглядели по-разному и вели совершенно не одинаково.

Никита Рудаков. Жизнь дикарей в каменном веке сильно отличается от нашей? Представление обывателя, что у них всё было плохо. Надо было бесконечно спасаться от чудовищ, бесконечно искать себе еду, потому что если не найдешь еду, то умрёшь и скорее всего рано умрёшь. То есть жизнь в постоянном стрессе, собственно, не так уж она отличается от нашей.

Станислав Дробышевский. Тут есть разные стороны. С одной стороны, примерно так и было, это была постоянная борьба за выживание, в какой-то степени и у нас сейчас. С другой стороны другого варианта они не знали. Ну и что, что есть леопарды, у них есть копьё. 

Источник: https://ab-news.ru

С того момента, как люди в руки взяли копья и камни они стали высшим звеном. Круче их не было никого. Сейчас, допустим, в Африке, если вы приезжаете в заповедник, вас возят на машине.

Вокруг ходят много зверей и на вас не обращают внимания, а если вы выйдете из машины, то возможно вас кто-то съест. А если вы приедете в ту область, где нет туристического заповедника, где просто живут охотники, допустим бушмены, то зверей вы не увидите, хотя там их не меньше. Звери от вас будут держаться за горизонтом, потому что они точно знают, что человек очень опасный зверь, от которого надо находиться за километр, потому что просто убьёт.

Опаснее человека нет никого на планете вообще. Поэтому люди до определенного момента были не опасные, пока не взяли орудия. Да, они всё время добывали еду. Но, с другой стороны, не было скотоводов, земледельцев, они не отнимали и не занимали землю.

Источник: https://ru.wikipedia.org

Есть такая концепция первобытного изобилия. Например, приезжаете в заповедник, а там стада животных ходят толпами, главное перехитрить этого зверя, но если это корова, то не так сложно это сделать. Пошёл и взял себе мясо, поел. Они не добывают еду, они просто её берут. Вот вы холодильник открываете, берёте еду, они идут и берут то, что им надо в данный момент, из-под ног выкапывают что-нибудь, у них знания гораздо богаче. 

Это для нас пустыня Калахари, а для них это земля обетованная. Мне нравится интервью, бушмена спрашивали почему вы не пасёте овец, не сажаете что-нибудь. Соседи так делают, почему вы этим не занимаетесь? А зачем? Вокруг так много орехов монгонго. С его точки зрения вся цивилизация — это полная ерунда. Зачем? Ему и так хватает, у него этих орехов достаточно.

Никита Рудаков. Лишние хлопоты!

Станислав Дробышевский. Конечно. Они жили до 30 лет, да, они жили до 30 лет, они не знали другого варианта, у них не было на выбор ничего и прекрасно себе жили.

Есть же маркеры стресса, которые на зубах и костях отражаются. Есть такая ископаемая группа, которая жила 450 тысяч лет назад в Испании. Это люди гейдельберские, это предки неандертальцев и маркёры стресса у них показывают более благополучную жизнь, чем у современных испанцев, у испанцев эти маркёры гораздо более выражены. У этих древних людей самый старший индивид 35 лет, а максимальная смертность от 16 до 21 года, они жили мало, но были счастливые. Да и сейчас то же самое.

Антропологи старшего поколения рассказывали, что когда-то в 20 годы приезжали в экспедицию в Якутию. Якуты, простые, не замысловатые плывут по реке на лодке, поют песни, в жизни у них всё отлично, всё прекрасно. В 60 годы приезжают в Якутию, плывут якуты по реке на лодке и все хмурые, ждут что-то такого, где бы водки достать и в жизни у них уже, что-то не то. Объективно они стали жить лучше.

Медицина приехала, образование им дали, одежду не надо самому выделывать. Раньше они жили этой жизнью, ничего другого не знали, у них всё было отлично, они пели песни. А теперь они знают, что где-то, где-то очень далеко есть сказочная Москва и люди там живут фантастически, у них всё хорошо. Как известно хорошо там, где нас нет. Антропологи приезжают и говорят, что у вас свежий воздух, молочко из-под кобылки парное, всё природное, как бы мы тут жили. Но не остаются жить, уезжают обратно в Москву. 

Источник: https://www.pinterest.ru/pin/288441551105721112/

Появилась уже зависть, что где-то лучше, песни не хочется петь. Это портит нам жизнь. Изучая этнографию, антропологию, археологию понимаем, что мы сейчас живём в золотом веке. Мы, конечно, можем мечтать, что хорошо было когда-то или где-то, что где-то сейчас сказочная жизнь. Радуйтесь тому, что есть. Вас действительно никто не хочет съесть, у вас тепло, у вас много еды, транспорт идеальный, лампочка светит, что ещё надо для полного счастья. Живите и радуйтесь.

Никита Рудаков. Правильно я понимаю, что свободные люди из каменного века сами себя закабалили, когда начали выращивать пшеницу?

Да. Они не от хорошей жизни стали это делать.

Никита Рудаков. Так ради чего они начали выращивать пшеницу если есть бананы и орехи?

Станислав Дробышевский. Когда всё закончилось, тогда и стали выращивать. А у кого не закончилось те и сейчас прекрасно живут, например охотники. Сейчас их уже в мире стало мало, потому что уже везде всё закончилось. А как производящее хозяйство образовалось? В нескольких точках планеты по-разному, но суть одна и та же. На Ближнем Востоке нашей цивилизации.

Кебарская культура, 20 тысяч лет тому назад, гоняли туров, такие быки, ланей и газелей. Три вида основной добычи. Всё у них было отлично. Потом наступает изменение климата. 15 тысяч лет тому назад климат становится холодный и сухой. Быки исчезают, лани и газели тоже заканчиваются. Что делать? Надо собирать дикорастущие злаки. Климат сухой, злаки растут на определенных участках только вдоль речек. Это Ближний Восток – Израиль, Иордания, Палестина, Сирия.

И они уже привязаны к какому-то клочку земли, собирают дикорастущие злаки, развивают всю технологию сельского хозяйства. Но нет сельского хозяйства, это дикорастущие злаки. Но, у них уже есть ямохранилище, постоянные жилища, ритуальные центры, большие кладбища, зернотёрки, они пекли хлеб. Найдены кусочки хлеба, с древностью более 10 тысяч лет назад. Живут они уже большими коллективами, у них начинаются болезни, войны. Потому что когда у соседа есть амбар, забитый зерном, то хочется туда ночью сходить, а если у меня амбар, то соседи ночью придут. 

Появляется оружие, резко возрастает травматизм, маркеры стресса возрастают. Зато их становится много, они быстро плодятся, потому что есть еда. Проходит ещё несколько тысяч лет и к 12 тысячам лет и у них уже неолит до керамический, ещё даже не умели лепить горшки. Они начинают плодиться очень быстро и занимать территории соседей. Получается европеоидная раса в южном варианте, а потом потихонечку всё расселяется в разные стороны. На Востоке практически такая же история, в долине реки Нуанхэ жили предки китайцев 7,5 тысяч лет назад, они тоже перешли к производящему хозяйству. Папуасы на Новой Гвинеи, свой очаг на удивление. В Южной Америке свой, у предков инков. В Центральной Америке два или три очага. В разных местах возникало.

Никита Рудаков. Считается, что в каменном веке все мужчины, которые тогда жили только и делали что дрались или с животными, или друг с другом на охоте. Война в каменном веке, это нормальное явление? Это их жизнь?

Станислав Дробышевский. С одной стороны, у них война была непрерывная. Любой незнакомый сосед, это враг. На всякий случай его лучше убить, иначе он меня убьёт. Но, с другой стороны, я с этим соседом пересекаюсь раз в несколько лет скорее всего, потому что он тоже про меня знает, что я есть. Он из далека видит дым из костра и думает, что я туда не пойду, зачем мне это надо копьем получить себе в спину.

Все прекрасно знают где граница, переходить её не надо. Если с дарами, брачный союз заключить, с обрядами, какой-нибудь обмен это пожалуйста. А просто прийти и ловить наших оленей, нет, нет. Война как бы всё время идёт, но она редко бывает. Она вроде как бы и непрерывная, но убийства редкие. Вероятность того, что мужчину убьют близка к 100 процентам, почти все мужчины в итоге будут скорее всего убиты рано или поздно. Происходит это редко, потому что их всего 15 человек.

Например, к папуасам на Новую Гвинею приезжают с экспедицией этнографы, которые приезжают на год или два, говорят, что они такие милые люди, они улыбаются, они все добрые, они никогда не дерутся, ни разу не видели, чтобы они между собой ссорились. А те, кто при приезжает туда на 20 лет в итоге выясняют, что каждого мужчину рано или поздно убивают. Хорошая жизнь, мирная она или нет?

СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.

СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.

Станислав Дробышевский. Не все, что мы поглощаем, полезно. Это опять же к вопросу о возможных крутых преобразованиях нашего организма в будущем. Можно сделать питание таким, чтобы не нужно было сбрасывать отходы. Марат Секаев. Это нормальная тема. Станислав...

Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”

Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”

Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять бывали ли доброта и человечность в древности крайне проблематично — то есть мораль она не окаменевает. Мы не можем найти её в виде окаменелости. Отпечатки и чего-то такого зримого, вещественного, что можем...

Присоединяйтесь к нашей рассылке

Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.