Наша природа такова, к сожалению, и естественный отбор это не отсеял до сих пор. Я каждый день это наблюдаю, как и все. Стараюсь себя так не вести, но, к сожалению, я не один на планете.

А в верхнем палеолите не парились вообще никак. Я говорил, что в Мезени и Межиричах, на удивление чистые эти жилища, но это исключение. А в большинстве случаев это просто жизнь на помойке в чистом виде. Когда просто всё засыпано костями.

В Зарайске, под Москвой, есть шикарная совершенно стоянка. Там нормальных жилищ даже и нет. Тоже типа землянок что-то такое. Нормальные, по их меркам, но это земляночки. Всё просто завалено костями. Сейчас это такие кальциницированные белые косточки лежат, их от земли не отличишь. А тогда это всё было свеженькое…

Дмитрий Пухов. Не сильно обгрызенное.

Станислав Дробышевский. Оно было местами погрызено. И да, амбре исходило ой-ой-ой какое.

Есть замечательные заметки разных путешественников. Допустим, Роберт Пири, который Северный полюс открывал. Он описывал жилище эскимосов. Что там такой дух стоит в жилище счастливого эскимосского семейства, что хоть топор вешай. Нормальный европеец туда засунуться не может. Это описывают все. Лаперуз про индейцев то же самое пишет североамериканских. Про ительменов то же самое, у Крашенинникова, у кого угодно. Это была норма жизни. Более того, мы находим, скажем, копролиты, – это окаменевшие фекалии. Они тоже валяются где попало. В одной пещере, где неандертальцы жили, они лежат просто в костре. Можно догадаться, как оно вообще звучало. А немногие знают, но кроме копролитов есть ещё такие уролиты, это где они помочились. Они тоже располагаются где угодно. Их труднее определять, реже сохраняются, но когда это удаётся…

Дмитрий Пухов. Никто себя не сдерживал, да?

Источник: https://www.unification.com.au/articles/1035/

Станислав Дробышевский. Они не сдерживали ни разу. Тем более, если речь идёт о Европе и о времени ледникового периода. Там было немножко холодно зимой. Летом-то ещё ладно, а зимой – да. Поэтому куда-то вдаль бежать совсем не хочется. Не важно, где живёшь – в пещере или в чуме. Не хочется высовываться, когда минус 40. А могло быть и холоднее. И они не парились ни разу. Естественно, они скорее всего не мылись.

Мы, конечно, про это ничего толком не знаем, но, во-первых, можем смотреть на индейцев  и эскимосов. Современные, надеюсь, уже получше, а тогдашние не очень. Ещё 100 лет назад.

Во-вторых, у нас есть палеогенетика вшей. Такой замечательный источник данных. У человека есть 3 вида вшей – головная, лобковая, платяная. Генетические линии тех, которые живут на теле и тех, которые живут на одежде,  разошлись порядка 100 000 лет назад. Может быть даже и больше. В это время наши предки жили в Африке.

Одежды, скорее всего, не имели никакой. Если какая-то была у них – листики надевали на себя – там вошь не заведётся. Этого слишком мало. Из этого делается вывод, что разделение вшей на тех, которые на теле живут и в одежде, произошло у неандертальцев. Значит они были завшивленные. Значит, когда сапиенсы прибыли в Европу, они пообщались с этими самыми неандертальцами очень плотно, и получили этих замечательных вшей платяных. До сих пор они у нас есть.

Дмитрий Пухов. Так это говорит о том, что у неандертальцев уже шмотки были, или что?

Станислав Дробышевский. Да, у неандертальцев была одежда. У кого ещё она могла быть в то время? В Европе жили неандертальцы, в Азии ещё были денисовцы, потенциально это могут быть денисовцы. То, что у неандертальцев была одежда, об этом ещё говорят орудия. У них были роширы – это костяные куски, которыми мездрят шкуры, сдирают жир, чтобы она была гибкая, не заскорузлая. Роширы в нескольких местах найдены. Это совершенно точно показывает, что была обработка шкур. Это, конечно, не говорит о том, что была одежда. Но шкуры – скорее всего, одежда.

Источник: https://perstni.com/magazine/history

В Лозале есть пещера, там найдены внутри пещеры следы шалаша. Около стенки они навес сделали из шкур. Там перегнивший слой органики, где сохранились косточки лапок пушных зверей. Когда у нас есть только лапки пушных зверей и нет ничего другого, это однозначно говорит о том, что были шкуры.

Позже, в верхнем палеолите, когда уже кроманьонцы жили, наши предки непосредственные, тоже находят довольно много лапок песцов. Лапки-лапки-лапки, иногда хвостики. Это говорит о том, что шкурки были.

Волчьи то же самое: головы и ножки, а всего остального нет. Это были волчьи шкуры очевидным образом. Ну и вообще мало кто сомневается, что у них была одежда. Она шикарно иногда реконструируется по статуэткам, допустим, в Мальте и в Бурите. Там статуэтки одетые. У них такие, с капюшоном, зачехлённые одежды. Это Иркутская область. Там было прохладно.

И что чудесно: в Европе все следы верхнего палеолита и один известный неандертальский – все босые. Нет ни одного обутого следа. Было подозрение, что один обутый, но там идёт несколько следов: один обутый, а следующий уже босой. Вряд ли он по пути потерял. Видимо просто плохо сохранившийся след. По крайней мере, по своим пещерам они ходили все босиком.

Статуэтки верхнепалеолитические, 20 000 лет назад. Из Европы все, какие есть – в Германии, у нас, где угодно  – все без одежды. Как правило, все женские. И мужские есть. Они все без одежды. Есть идея, что внутри своих жилищ они ходили голые.

Скорее всего и летом тоже. Опять же, смотрим на североамериканских индейцев, каких-нибудь канадских, которые зимой зачехляются по полной программе. Там иначе не выживешь. А летом ходят в одной набедренной повязке. Расчехляются по полной  – набедренная повязка и всё. Не парятся ни малейшим образом. И тоже босиком. Скорее всего, тогда было тоже так. Зато, когда была зима, они одевались, конечно, как надо.

В Сунгире есть 3 погребения: мужчины, мальчик и девочка головами друг к другу лежат (2 ребёнка). У них вся одежда расшита бусами из бивней мамонта, поэтому удалось реконструировать одежду целиком, сверху донизу: и верхнюю, и нижнюю, и капюшоны, и ботинки всякие. Всё-всё-всё целиком.

Источник: https://m.polit.ru/article/2017/11/03/ps_sunghir/

Они были одеты как надо. Как современные северные народы – парки, что-то из этой серии. Не факт из чего всё это было сделано, из какой конкретно кожи. Но учитывая, что там куча костей северного оленя, видимо, из них же и делали.

И плюс есть какие-то клыки песца – у мальчика, например, на макушке клыки песца по кругу лежат. Есть предположение, что у него еще хвосты песцовые были и завязочка для этого дела. Ещё, видимо, парадные одеяния. Всё-таки это погребение торжественное. Куча всяких прибамбасов – они старались. Есть одна пещера во Франции – узкая щель, куда народ проползал. Сохранились следы ползущих кроманьонцев, которые были одеты в какие-то безрукавки. Они ползли и шерстинки с одежды впечатались. Это единственный прецедент, когда одежда отпечаталась просто на глине. Там, где следы ног, – они все босые при этом. 

Дмитрий Пухов. Как бодро ищут. 

Станислав Дробышевский. Эту одежду они в чумах-то снимали. Но, я думаю, не стирали, не мыли никогда… 

Дмитрий Пухов. Зачем? Ну и меховые шмотки как-то непонятно, как чистить. 

Станислав Дробышевский. Собственно, да. Проще новые сшить. 

Дмитрий Пухов. Они же, как у нынешних, я забыл, как называется, – малахай этот, когда и снаружи мех, и внутри мех. Надевается на голое тело, а тело надо намазать жиром…

Станислав Дробышевский. Естественно, конечно. 

Дмитрий Пухов. Всё это благоухание вызывает, да.

Станислав Дробышевский. Они, скорее всего, очень даже намазывались. Во-первых, потому что во всех культурах мира все чем-то да намазываются. Австралийские аборигены, негры, кто угодно ещё. Это говорит о том, что эти традиции, скорее всего, были ещё 50 000 лет назад. Когда люди расползались по планете, попадали в эти интересные места.

А во-вторых: у нас есть наскальные рисунки. Допустим, есть такая Труа-Фрер, пещера трех братьев во Франции. Там много чудес. Уникальнейшая пещера. Седи прочего есть нарисованная на стене фигура шамана: человек в очень хитрой позе, с рогами на голове, в какой-то вроде бы маске. Весь подозрительно полосатый. Он какими-то полосками разрисован. При этом как человек. Но какие-то у него медвежьи лапы, лошадиный хвост сзади. Шаман с рогами, с хвостом, в маске, с какими-то лапами и разрисованный. 

Если посмотреть на современных аборигенов в Австралии, которые разрисовываются под всякие корробори, то они такие же полосатенькие. Тоже, когда кожа тёмная, и белая краской, какой-нибудь известью, намазаться, очень красиво получается. Где-нибудь ночью, при свете костра, это очень впечатляет. Ещё красный можно добавить. Мазались, видимо, от души. На статуэтках костяных иногда видны всякие насечки-зарубки, которые могут быть либо татуировкой, либо шрамированием, когда надрезается кожа и шрамы получаются – скарификация. Либо раскраской как таковой.

Источник: https://llyrska.wordpress.com/2019/06/16/horned-god

Неочевидно, потому что это статуэтка. По-разному может быть. С большой вероятностью у многих групп была именно скарификация, именно шрамирование.

Во-первых, палеогенетика показывает, что практически все жители верхнего палеолита были темнокожие. В настоящий момент самый древний светлокожий человек найден в Афонтовой горе под Красноярском. Датировка там 16 000 лет. А до этого все, для кого делали такие анализы, все оказывались темнокожими. Татуировку делать на тёмной коже как бы не очень, а раскрашивать – самое то и шрамирование делать. 

В тех же Дольни-Вестонице есть черепа, довольно много, и у всех мужиков старше 16 лет на головах в определённых местах, на лбу и на макушке есть шрамы, по 2 шрама, где прямо кость была выскоблена. В начале, когда это обнаружили, думали, что это рана, просто случайное повреждение со следами заживления. И когда уже статистика набралась… У всех женщин и детей ничего такого нет. Там черепов довольно приличное количество.

Источник: https://mayak-parnasa.livejournal.com/765585.html

Самое разумное объяснение, что это шрамирование, полученное при инициации. Когда подростка вводили во взрослую жизнь, ему надо какое-то испытание устроить. Можно зубы выбить. В Северной Африке так развлекались. Там куча черепов, в Тафаральте, в других местах, где выбитые зубы. В Восточной Африке до сих пор так…

Дмитрий Пухов. Все или парочка?

Станислав Дробышевский. Парочка обычно. Иногда один. Обычно 2 верхних, или 2 нижних, кому как.

Дмитрий Пухов. Это красиво, да. 

Станислав Дробышевский. Челюсть деформируется после этого и соседние зубы, как правило, сходятся. Иногда щель остаётся. Сейчас какие-нибудь масаи и иже с ними примерно то же самое делают в Восточной Африке. Но тогда это было модно в Северной Африке. Допустим, в Тафаральте, там масса таких нахождений, вот развлекались. Можно мизинец отрезать, например.

Есть такая пещера в Польше одна, где мизинец без человека найден. Хотя нет, там не мизинец, там фаланга большого пальца. Мизинцы в Крыму отрезали. Можно ещё что-нибудь такое. Можно на макушке выскоблить, и чтобы потом распухло. И любой можно залезть в интернет, посмотреть – в Западной Африке сейчас народ примерно так же развлекается. Я не знаю, насколько сейчас это делают. Но, по-моему, сейчас тоже. Иногда на макушке, иногда на щеках, в разных версиях, и всё это красиво разбухает – лепота. Можно сразу издалека увидеть, к какому племени…

Дмитрий Пухов. Свой – чужой.

Станислав Дробышевский. Сколько врагов убил и т.д. Марина Львовна Бутовская, например, есть такая, она катается в Восточную Африку, изучает местных хадза и всяких прочих. И она показывала фотографии: товарищ, у него всё лицо в этих шрамах. И говорит: каждый шрам — это убитый враг. Её спрашивают из зала: “Ничего, что это у него на лице написано, а полиция?” А полиция только счастлива, если они там между собой разбираются. А тогда и полиции не было вообще, всё чудесно было.

Источник: http://rus.triz-guide.com/media.html?start=270

Присоединяйтесь к нашей рассылке

Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.