Я вам желаю так не перенапрягаться – побольше отдыхать и расслабляться. Совсем бездельничать тоже не надо, но как рабы на галерах работать я вам не советую. Спасибо за внимание.

Игорь Власенко. Большое спасибо за лекцию. Станислав Владимирович может ответить на широкий круг вопросов.

Вопрос. На сколько отличалась продолжительность жизни рабов и обычных людей того времени?

Станислав Дробышевский. Очень сильно. Обычные люди тоже долголетием не отличались, но продолжительность их жизни в среднем составляла 45 лет. А у рабов – 25-30 лет. До возраста старше 45 лет доживали единицы. На 10-15 лет рабы жили меньше. Есть еще существенная разница в том, какое это свободное население. В Артезиане, приграничном городе того же времени, есть погребения в склепах, а есть грунтовые. В склепах лежали люди старшего возраста. Склеп – вещь дорогая, трудозатратная. Там явно лежали не простые люди. По обломкам найденных там вещей можно судить о том, что эти вещи были дорогими. У захороненных там людей бывают боевые травмы и специфические заболевания зубов. Видно, что это были статусные персонажи. В грунтовых могилах лежали люди более молодого возраста, с более трудовыми травмами. Видно, что это были рабочие люди. Но все они были похожи по некоторым признакам. Склепы и грунтовые могилы объединены в могильники и по месту расположения, и по особенностям скелетов. В среднем свободное население жило больше на 10-15 лет. Но среди свободного населения были более богатые, жившие дольше, и более бедные, которые жили не так долго. Они оказывались в разных могилах. К сожалению, у меня нет данных по свободному населению Пантикапея. Большие кладбища Пантикапея раскапывались еще в XIX-XX веках, и скелеты никто не собирал и не сохранял: красивые деформированные черепа собирали, а скелеты закапывали обратно. И эти все коллекции тоже были в итоге закопаны обратно: мои фотографии – это все, что сохранилось. Может быть, будут новые раскопки и тогда удастся сравнить. Но самые большие кладбища уже раскопаны. Там не так много места, чтобы что-то новое найти. Может быть, еще найдут.

Вопрос. Где-то были не настолько униженные рабы? Все рабы того времени были в одинаковых условиях?

Станислав Дробышевский. К сожалению, исследований рабских групп практически нет. Есть буквально одна статья по Пидне. Есть находки раскопанные, но не исследованные. Например, в антропологическом хранилище в Милане штабелями стоят ряды шкафов с черепами и скелетами, в том числе рабов. Но их никто не смотрел никогда. Их раскопали, положили на полки, и они там лежат. Там нет антропологов, которые этим занимались бы. Потенциально материал есть, а исследований – нет.

Вопрос. Рабов, получавших травмы, никто не лечил. Существовали ли способы лечения, продлевавшие жизнь свободных людей, получавших в процессе жизнедеятельности подобные травмы?

Источник: https://russian.rt.com/nopolitics/article/407182-amerikanskaya-svoboda-vermont-otmena-rabstva

Станислав Дробышевский. В среднем продолжительность жизни свободного населения была больше, а травматизма было меньше. Может быть, их как-то лечили. Хотя по тем скелетам, которые я видел в Артезиане, видно, что их тоже никто не лечил: ужасные вывихи, кости срастались криво. Но жили они в итоге больше. И у них нет ложных суставов: когда они ломали кости, они лежали и травма заживала. Они не умели шину накладывать и оказывать специфическое лечение, но по крайней мере человек восстанавливался в спокойствии. А раб со сломанным ребром продолжал грести со страшной силой, получая при этом еще по спине палкой. У него не было времени на то, чтобы кости срослись.

С медициной все было плохо. Достаточно посмотреть на руины храма древнегреческого бога медицины Асклепия. Это была фактически больница того времени – с колоннами, с портиками. Это был храм Бога, в котором еще и лечили больных. Лечили далеко не всех, методы лечения были специфическими. Про медицину не так много известно. Найденные следы медицинского вмешательства впечатляют. Известно, что в Древнем Египте и Древнем Риме делали протезы пальцев ног и зубов. Найдены медицинские инструменты для операции на глазе. В принципе медики были, это было закреплено. Даже в законах Хаммурапи были упоминания о врачевании. Если действия врача приводили к тому, что человек терял зрение, то врачу нужно было выколоть глаз. Примерно такого рода были законы. Я не знаю, кто после этого соглашался заниматься медициной. Врачи были, но, судя по скелетам, лечение распространялось на единицы людей. Видимо, богатые люди пользовались медициной, но археологически их практически не находят – их было очень мало. Рядовое население лечилось как приходилось. Такая история продолжалась вплоть до середины XX века. В трудах Герберштейна о Московии XV-XVI веков можно найти замечательные перлы о том, что на Руси все врачи были немцами, а русские лечились исключительно луком и водкой – универсальное средство. А эти рабы не лечились вообще. На рядовое население это практически нигде не распространялось. Но здесь это усугублялось тем, что их не только не лечили, но еще и добавляли травм регулярно.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki

Вопрос. В каком возрасте умер индивид с многочисленными травмами, о котором вы рассказывали?

Станислав Дробышевский. Я точно не помню. Он примерно был возраста 30-35 лет. Есть палеопатологический парадокс, который заключается в том, что обнаруживаемые скелеты с самыми многочисленными травмами принадлежали самым здоровым людям. Чтобы на костях появились такие изменения, необходимо, чтобы человек долго с этой болезнью жил. Значит, он все травмы переносил и выживал при этом. Если человек умер от первого же заболевания, то он будет найден в виде здорового скелета. Когда обнаруживается здоровый скелет, это значит, что он принадлежал самому хилому человеку. Описываемый ранее индивид был рекордсменом по количеству травм, которые он получал десятилетиями. Наверняка у него были и другие заболевания, и травмы, которые не видны на скелете. Ссадины, синяки на скелете никак не отражаются. Это тоже нужно учитывать. В принципе конкретно этот человек прожил больше среднего возраста.

Вопрос. Было ли выяснено с точки зрения стратиграфии, насколько долго существовало это захоронение?

Станислав Дробышевский. Стратиграфии как таковой нет – они закопаны прямо под поверхностью. Сносили старый дом и строили новую гостиницу. Прямо под двором нашлись эти погребения. Они были на глубине 10 см. Стратиграфии там не было никакой. Это просто окраина свалки. Там были разбитые светильники, монеты, мусор и скелеты в канавах. Слоев как таковых нет. Скорее всего, захоронение существовало недолго. Явно выраженных слоев нет. Потом еще много раз сверху все перестраивалось – удивительно, как это все сохранилось. За две тысячи лет фундамент сверху не был положен.

Вопрос. Зачем рабов хоронили?

Станислав Дробышевский. Их не хоронили, а просто кидали в яму.

Вопрос. Почему их не было проще в море сбрасывать?

Станислав Дробышевский. Если раб умирал на корабле, наверное, его бросали в море. Они не непрерывно гребли в море – иногда на суше оказывались. Тех, кто умирал на суше, закапывали здесь. Я не сомневаюсь, что умерших на корабле выкидывали в море. Но у нас есть то, что мы находим. Это тоже вечная проблема. Подводная археология там есть, но кости в море очень плохо сохраняются. Шансов что-то найти очень мало. Подводная археология – это, как правило, какое-то конкретное ушедшее под воду строение. Или же когда, допустим, в Тамани турки разбирали старые крепости и делали из них мол – пристань. Куски статуй, подставки под статуи, стены они бросали просто в море, делая огромный мол. А теперь подводные археологи ныряют и достают оттуда камни с надписями. Но это изначально было собрано в одну кучу, там просто можно разбирать находки без конца. А когда это все под слоем песка, ила, кораллов, водорослей, то найти что-то крайне проблематично. Тем более, что в Черном море вода мутная. Шансы найти там этих брошенных морячков – нулевые.

Источник: https://naukatehnika.com/grebczyi-voennyix-flotov-pozdnego-srednevekovya.html

Вопрос. Возможно ли, что это были одномоментные захоронения вследствие какой-то эпидемии?

Станислав Дробышевский. Такая мысль была. Может быть. Но если и была эпидемия, то все равно среди каких-то сильно нестандартных людей. Вначале археологи думали, что это было кладбище в эпидемию чумы: много людей умерло и их срочно побросали в канаву, закопали и даже нормально хоронить не стали. Поэтому они так странно и лежат. Когда я стал смотреть скелеты, то оказалось, что они просто очень нестандартные. Нормальные люди такими не бывают. При этом они все похожи друг на друга. Это тоже показатель. Они все штампованные, одинаковые. Это указывает на то, что все-таки они были какой-то профессиональной единой группой. Поэтому мысль о гребцах и возникла. Наверняка среди гребцов были и другие люди. Ясно, что маленькие десятилетние дети и женщины вряд ли были гребцами на галерах. У некоторых мужчин тоже отличается комплекс. Индивид без правой руки мог грести и левой, а может быть, он что-то другое делал. Там же еще была куча развлечений: можно строить, таскать тяжести, жернова ворочать – у них было довольно много механизмов, которые можно двигать.

Вопрос. Каким рабом было хуже: рабам из Африки, которые жили в Америке в XVIII-XIX веках, или этим рабам?

Станислав Дробышевский. Я не видел скелетов американских рабов XVIII-XIX веков. Судя по описаниям, им было примерно одинаково. Я слабо представляю, как можно измерить степень несчастности раба. Одного на хлопковых плантациях били бичом, а другого на галере били палкой. Сравнить проблематично. Одни питаются жмыхом, другие – рыбой. Я думаю, им всем было плохо, все были несчастливы. Еще есть такой момент, что в разные исторические периоды рабство менялось. Известно, что, когда в античности была удачная война, рабов становилось очень много, они были дешевыми и их никто не берег. Их можно было убить, что угодно с ними делать – они стоили дешево. А когда войны долго не было и рабов оказывалось мало, они становились дороже и у них даже какие-то права появлялись. Если владелец убивал раба, то с него штраф брали. Наверное, он горевал по этому поводу. Возможно, тогда он не так сильно бил рабов, чтобы они жили и работали дольше. Но я думаю, что следили за ними примерно одинаково.

Вопрос. Можно ли сказать по антропологическим данным, что в рабство попадали дети в большей степени, чем дети со взрослыми? Спецификация костей приобретается в течение долгого времени.

Станислав Дробышевский. Симптомов детского стресса раннего возраста – до 5 лет – у них нет. Получается, что совсем раннее детство у них было нормальное, а где-то с 6-10 лет все становилось очень плохо. Я предполагаю, что в рабство они попадали где-то в 5-8 лет. Чтобы это на костях отразилось, нужно какое-то время. Если такие следы есть на скелете десятилетнего ребенка, видимо, он уже несколько лет до этого работал. Родители обитали в степях западной части Крыма. Ловцы из Артезиана периодически устраивали забеги в степь, ловили преимущественно детей. Сначала они занимались какими-то детскими работами, а потом становились гребцами. Я это понимаю так. Но я думаю, что судьба родившихся детей рабов была такой же. Я не знаю, кого из них было больше.

Нужно смотреть больше таких выборок. Это то, что я лично видел. Вся коллекция пропала. До некоторого момента тот, кто ее раскопал, хранил в личном сарае. Потом этот человек уехал в Израиль и писал оттуда мне гневные послания по поводу Крыма. Все найденные кости пропали. Местный патологоанатом, который среди местных прослыл великим антропологом, часть этих костей украл в личную коллекцию. Я это знаю точно, потому что был там несколько лет подряд. С каждым годом из коллекции исчезали кости с патологиями. Даже если оставшиеся кости до сих пор где-то лежат, то следующие исследователи определят, что эти люди были здоровы и никакого периостита у них не было. Это специфика местного подхода к науке.

Это было еще при Украине и музей просто не брал скелеты на хранение – не было места. Все это выкидывалось. К сожалению, сами раскопки тоже были проведены не идеально – копали в основном экскаваторы. Там практически не было найдено кистей и стоп. В обычной ситуации они нормально сохраняются и составляют большую часть костей – они мелкие, их много. А там их практически не было совсем. У нас нет очень многих данных, многое не было найдено.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/100216/28385

Вопрос. Как влияла искусственная деформация головы на мышление?

Станислав Дробышевский. Это вечно возникающий вопрос. Никто не знает на него ответ. Чтобы узнать, как деформация влияет на психику, нужно поставить эксперимент: взять 200 пар близнецов, сделать половине из них деформацию головы, выращивать их в одинаковых условиях, посмотреть на результат спустя 20 лет, сравнить особенности их поведения. На практике такого никто никогда не делал. Есть группы, в которых у всех есть деформация, и есть группы, где все без деформации. Как их сравнить? Но есть предположение, что деформация головы приводила к большей агрессивности. При деформации сдавливались лобные доли, которые отвечают за общение между людьми. Считается, что сарматы были особо злобными из-за деформации головы. У них мировой рекорд по проценту боевых травм. С другой стороны, если они были такими агрессивными, то как они координировались на войне – военные успехи требуют жесткой организации. Это противоречие. Если спросить жителей Средней Азии начала XX века, то любой узбек и таджик рассказал бы, что туркмены особо злобные. А у туркменов вплоть до 20-х годов была деформация головы сарматского типа. В принципе это одни и те же племена. Если спросить туркменов, то они скажут, что таджики злобные.

Таджикам была свойственна непреднамеренная деформация затылочной части головы, полученная вследствие лежания в люльке. В отношении перуанцев, инков существует даже гипотеза о том, что изначально деформации делались только детям правителей. Деформация головы у них была довольно специфическая – сдавливались лобные доли, которые отвечают за волю. Правители становились безвольными, а жрецы от их имени правили. Глядя на деформированные головы правителей, знать начинала делать своим детям такие же деформации. За знатью повторяли и другие люди. В итоге в XVI веке, когда приплыли конкистадоры, у всех поголовно были деформированные головы, люди были безвольные. Поэтому Писарро с небольшим отрядом примерно в 200 человек завоевал эти земли очень быстро и легко. Всем было все равно – у всех была деформация головы, а правители умерли от европейских болезней еще до прибытия самих европейцев. Их просто присоединили к Испании фактически без сопротивления. Но это все лишь интересная концепция. Я не говорю, что так на самом деле было. Мы не знаем, как лобная деформация на самом деле влияла на поведение инков. Про завоевание Перу известно из исторических хроник Бартоломе де лас Касаса и других, но это наполовину выдумки. Мнений много. Деформации разные. Поэтому они могли по-разному влиять. Скорее всего, эти деформации не особо влияли. Мозг пластичен – от внешней формы мозга его функция практически не зависит.

Вопрос. На одной из лекций вы говорили, что цвет кожи человека менялся неоднократно. Какая от этого была выгода для организма?

Станислав Дробышевский. По поводу неоднократности до сих пор спорят, выходят новые статьи. Но посветление, видимо, происходило неоднократно. Исходный вариант был темный. Темный цвет кожи обеспечивается меланином – пигментом, поглощающим ультрафиолет и защищающим глубокие слои кожи, где происходит деление клеток, от ультрафиолета. Такие образом предотвращаются лишние мутации. Поэтому у темнокожих людей частота раковых заболеваний кожи на порядки меньше, чем у светлокожих в Африке. Это медицинская статистика. Когда люди расселились на север, там ситуация была другая. У нас полгода вообще ночь. Человек ходит все равно в одежде, даже когда светло. Солнце на кожу не особо попадает. Рак маловероятен. Но какое-то количество ультрафиолета нам нужно.

Под воздействием ультрафиолета в коже вырабатывается витамин D. Поэтому необходимо, чтобы пигмент исчез – чтобы получать витамин D, чтобы не было рахита у детей и остеомаляции у взрослых. Поэтому на севере у светлокожих людей рахит встречается гораздо реже, а у темнокожих – на порядки чаще. По этому вопросу тоже есть статистика. Поэтому на юге выгодно иметь темную кожу, чтобы не было рака, а на севере выгодно иметь светлую кожу, чтобы не было рахита. У эскимосов и палеоазиатских народов с этим есть проблемы. Там и темно, и ультрафиолета тоже много. Ультрафиолета много полгода, когда длится полярный день, а во время полярной ночи его вообще нет. Там проблема решается тем, что они едят много рыбы, а в рыбе много витамина D, потому что она питается водорослями, которые его вырабатывают.

Такие же проблемы у пигмеев в Африке. По происхождению они являются негроидами – у них темная кожа, но живут они в темноте, в лесу, где практически никакого света нет. Поэтому у них тоже может быть рахит. Но они, как и индейцы в Южной Америке, едят личинок древесных жуков. Личинки древесных жуков едят трухлявую древесину с водорослями и у них тоже много витамина D.

Источник: https://www.vokrugsveta.ru/article/215138/

Вопрос. Мы знаем про возраст рабов и свободных людей. Какой был срок жизни профессиональных воинов? Есть статистика по Римским легионам?

Станислав Дробышевский. Может быть, она и есть. Я ее не знаю. В Крыму просто воинов таких нет, отдельно похороненных. Где-то наверняка есть захоронения легионеров. Скорее всего, этот вопрос даже кто-то изучал. Я знаю, что были исследования роста легионеров – они были невысокие. Их сравнивали с германцами, которые были все на голову выше. Наверняка еще определяли их возраст. Я не знаю этих данных. Думаю, что возраст их был не сильно большой. Жизнь их была непростой. Может быть, они от рабов в этом смысле не сильно отличались. Я знаю, что гладиаторы жили дольше всех. Срок жизни гладиатора был в среднем больше срока жизни свободного человека. Я смотрел статистику. В гладиаторы брали самых здоровых – по этому признаку шел исходный отбор. Их берегли, потому что на них зарабатывали деньги. Гладиатора нужно учить. Это не просто борьба, а уже фактически искусство. Они зарабатывали хорошо, хотя многие из них были рабами. Их ценили.

Игорь Власенко. Благодарим Станислава Владимировича. Сейчас будут подводиться итоги нашего квеста. Мне доверили объявить победителей. Надеюсь, квест был интересным. Третье место занял Кирилл. Аплодисменты Кириллу. Отдельные аплодисменты Кристине, которая организовала этот квест. Второе место занял Роман. Первое место заняла Алена. Ребята молодцы. Будете пить чай с полученными сладкими подарками и вспоминать участие в квесте.

Лектор следующей лекции – египтолог, Максим Лебедев, – к нам уже приезжал. Мы с ним договорились о том, что он снова к нам приедет. Надеюсь, что все фанаты интеллектуального развития будут с нами. Лекция будет на тему религии, мифов и магии Древнего Египта. На полученных сегодня сертификатах можно взять автограф у Станислава Владимировича, вписав туда свое имя и фамилию. Если у вас есть желание сегодня отдельно пообщаться со Станиславом Владимировичем, мы можем обговорить этот вопрос.

Большое всем спасибо. Рады были всех видеть. Добавляйтесь в группу ВКонтакте «Сообщество молодых ученых», ко мне на страницу. К сожалению, есть проблема с массовым информированием о предстоящих лекциях, не всегда все о них узнают вовремя. Поэтому заходите на наши страницы сами, отслеживайте каждый месяц новые лекции.

СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.

СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.

Станислав Дробышевский. Не все, что мы поглощаем, полезно. Это опять же к вопросу о возможных крутых преобразованиях нашего организма в будущем. Можно сделать питание таким, чтобы не нужно было сбрасывать отходы. Марат Секаев. Это нормальная тема. Станислав...

Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”

Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”

Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять бывали ли доброта и человечность в древности крайне проблематично — то есть мораль она не окаменевает. Мы не можем найти её в виде окаменелости. Отпечатки и чего-то такого зримого, вещественного, что можем...

Присоединяйтесь к нашей рассылке

Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.