Они жили в лесистой местности, достаточно гористой. Могли спрятаться где-то в скалах на тропе, где был какой-то склон. Поджидали, когда мастодонт пройдет снизу, чтобы бросить в него копьё сверху. Либо сидели на дереве. В этот вариант мне вериться меньше, потому что на дерево надо ещё уметь залезть и сидеть там долго и упорно. А на скале можно менять положение, можно перемещаться и шансов поймать добычу, на мой взгляд, больше. Хотя я не охотник, никогда не охотился на мастодонтов с костяными копьями. Древним палеоиндейцам виднее. Есть версия, что может быть он сидел на сосне или на ёлке, на ветвях. Но оттуда, наверное, труднее кидать, там труднее спрятаться, там может надо городить какое-нибудь гнездо. Это всё как-то проблематично, тем не менее.

Получается, что люди сидели и охотились. Но, опять же вероятность того, что в произвольный конкретный момент слон пройдёт по нужной тропе, под нужной засадой не очень велика. Поэтому, накручивая наши домыслы, можно предположить, что имела место загонная охота. Что люди устраивали засады на каком-то узком участке тропы, а загонщики гнали мастодонтов по выбранному месту, так, чтобы они туда попали. И этнография показывает, что это одна из самых вероятных версий, вариантов, потому что сплошь и рядом охотники именно так и делают. Исторические свидетельства, как раз по индейцам показывают, что у них загонная охота была даже очень широко распространена. Иногда несколько племён объединялись для этого. Ну а для поимки мастодонта – это всё-таки огромная куча мяса – они могли сговориться и собраться на общую охоту. Не так много надо охотников, человек 15 вполне справились бы с этой задачей.

Есть другие находки в других местах. Охота на хоботных в Висконсине в Америке, там тоже есть подобные остатки, но не столь эффектные. Есть находки такого рода и у нас. Например, Мамонтовая курья или Янская стоянка. И во многих других местах, на севере. То, что, например, копал Петулько, наш археолог. Известны местонахождения, где остатки мамонтов найдены со следами ударов копьями, только там в основном не костяные копья, а каменные. Например, на Янской стоянке есть кусочки кремния, застрявшие в рёбрах. Вновь есть мнения, что это просто следы каких-то ритуалов, что люди находили остатки мамонтов и тыкали в них копьями, а на самом деле их интересовали только бивни. Мясо их не сильно интересовало.

Есть более эффектные находки. Например, скелет целого мамонта, одного отдельно взятого, не в массовом погребении, где река сносила скелеты с большой площади, а один единственный скелет на Таймыре. Следы этих надрубок, ударов копий расположены не где-нибудь, а во вполне конкретных местах.

Так, по краю носового отверстия, на скуловой дуге, на лопатке, на рёбрах, то есть в тех местах, где расположены жизненно важные органы – печень, селезёнка, сердце. На голове: скуловая дуга и глаз – это совершенно однозначно. Края носового отверстия, которое у мамонта во лбу фактически находится – это основание хобота, где огромное количество кровеносных сосудов. И удар в это место наносит максимальный урон.

Источник: https://historicus.ru/2443/

Правда, тут мы должны предположить крайне брутальный способ охоты древних таймырцев, когда они просто подходили и били копьём просто в лоб и в глаз мамонту с размаху. Мамонт вряд ли был этому рад. Это происходило в открытой степи, не совсем тундра, тем не менее совершенно открытая местность и там нет никаких ёлок, сосен, как Манисе было. Там негде спрятаться, там надо просто убегать, а слон бегает быстро. Этот способ охоты выглядит крайне экзотическим. Датировки 45 тысяч лет – это датировки фактически самых первых сапиенсов. Они должны были мало того, что успеть выйти из Африки, так ещё за где-то за пять тысяч лет добежать до Таймыра и убить там мамонта самым мегабрутальным способом экстремальным. Не факт, что эти люди после такого способа долго продержались, но тем не менее.

Вопрос: насколько массовыми были такие охоты? Есть находки в Манисе, в Мамонтовой курье, на Янской стоянке и в других местах. Не исключено, что такие случаи были единичными. И не исключено, что рассказы о таких охотах потом передавались из поколения в поколение, буквально столетиями, если не тысячелетиями. Ну, а если уже совсем фантазию отпускать на вольные хлеба, то вплоть до появления басен про Змея Горыныча, с семью хоботами, которого богатырь побеждает. Это уже совсем на враньё похоже. Но, тем не менее, у североамериканских индейцев есть мифы о каких-то чудовищах с зубами изо рта и с чем-то типа хобота. Это согласно некоторым фольклористам является воспоминанием об охоте на мастодонтов. Может и не из Маниса конкретно. Так что байки о таких победах, о таких эффектных охотах, о таких брутальных сражениях могли потом рассказываться столетиями у костров и люди могли воспевать героев. Это был пример для подражания и истинный героизм древнего человека.

https://illustrators.ru/illustrations/942612

Праздничная культура у древних людей.

У древних людей не было такого понятия, как праздники. У них были серые будни. Каждый день они просыпались, делали свои дела, ходили на охоту, ели, потом засыпали и прочно спали. Это не значит, что они никогда не отдыхали. Они по полной программе расслаблялись и, более того, этнография показывает, что охотники-собиратели за добычей еды проводили минимум времени. В некоторых племенах в зависимости от ресурсов несколько часов они тратили в день на то, чтобы добыть себе пропитание, а остальное время общались, болтали, развлекались.

Праздники в нашем понимании, хотя и отсутствовали, но были заменены разными обрядами. Этого добра у них хватало. Причём иногда эти обряды превращались в своего рода корробори – фестивали и как бы праздники, когда много групп отдельных, бродячих, с большой территории собирались вместе и чем-то таким развлекались. Это можно двояко реконструировать. Во-первых, мы можем видеть, как это происходит у современных охотников-собирателей. Правда, с той поправкой, что они всё-таки современные. Это не верхний палеолит. Самые дикие охотники-собиратели из недавнего прошлого – это австралийские аборигены. Мужчины периодически собирались на корробори и плясали, развлекались по полной программе. Смысл был не в развлечении в чисто виде, как у современного человека, когда нечего делать и пьянствуют, а в проведении именно каких-то магических ритуалов, связанных с чем-нибудь, например, с добычей еды, с обеспечением будущего и в таком магическом смысле.

Второй способ – это реконструкция археологическая, – когда мы это в каком-то древнем виде находим. Наверное, самый яркий пример – это цепь местонахождений в Дольни-Вистонице в Чехии. Это практически центр Европы, где крайне любопытная ситуация. На берегу небольшой речки есть огромные археологические пласты. Засыпано всё просто костями. Огромное количество находок, в том числе погребения людей. При этом практически нет следов поселений, чем они резко отличаются, от, например,  Костёнок, Мезина или Межиричей, где есть жилые площадки, где видно: тут они сидели, делали орудия, тут они ели, тут они ещё что-то делали.

А в Дольни-Вистонице нет вообще жилищ. Там есть какие-то полуземлянки, но такие убогие, что совершенно трудно представить, чтобы они круглый год жили в этих землянках. Около какого-то бугорка сделана крыша на палочках так, чтобы там можно было скрючиться и поспать. И вот это сочетание с одной стороны – отсутствия жилищ, нормального места жизни, а с другой стороны – огромный культурный слой. Причём слой, насыщенный разными ритуальными предметами. Там огромное количество разных фигурок, каких-то украшений, в том числе еды. Есть погребения, большое количество костей животных.

Можно сделать вывод, что это было место, куда люди приходили регулярно из разных концов в периоды, когда когда было изобилие пищи. Толи животные переправлялись через эту речку, может рыба какая-то на нерест шла. Хотя навряд ли, потому что там рыбы нет. Или что-то из этой серии.

Люди собирались на несколько дней, пировали, праздновали, какие-то обряды совершали и расходились в разные стороны. На следующий год или через сезон собрались снова и спустя много тысяч лет. Реально это растянулось на несколько тысяч лет – накопилось огромное местонахождение. Причём обряды были самые разные. Люди собирались на несколько дней, пировали, праздновали, какие-то обряды совершали и расходились в разные стороны. 

На следующий год или через сезон собрались снова и спустя много тысяч лет. Реально это растянулось на несколько тысяч лет – накопилось огромное местонахождение. Причём обряды были самые разные. Например, погребальные – есть энное количество погребений. Более 20 человеческих останков, в смысле скелетов, индивидов. Некоторые фрагментарные, а некоторые очень показательны. Например, женщина в Дольни-Вестонице-3 погребена в сильно скорченном положении. Такое впечатление, что была связана. Вероятно это погребение какой-то шаманки. Погребение Дольни-Вестонице-14, 15 и 16 — это погребение двух братьев и сестры, которая с какими-то крайне редкими врождёнными отклонениями. У них были врожденные заболевания, особенно у сестры. Она была совершенно не адекватная, умственно отсталая, с искажёнными пропорциями, с искажённым лицом и так далее. 

Источник: https://www.agsa.sa.gov.au/collection-publications

Есть мнение, что их принесли в жертву. Погребение крайне нестандартное. Как я уже говорил, есть много разных ритуальных предметов. Например, глиняные фигурки разных животных, которые по некоторым предположениям подвешивались на какие-то жезлы, может быть на одежду. Это, опять же, некие танцы, что-то ритуальное. В другом виде мы это археологически обнаруживаем, например, в пещерах, где есть следы ног в большом количестве вокруг какой-нибудь структуры, где похоже были какие-то танцы. 

Например, в пещере Той-Тюбе во Франции – глиняные бизоны налеплены на скале. Вокруг них какие-то подростки танцуют. Это назвать праздником сложно, потому что там высота потолка полтора метра и не очень попразднуешь, это какое-то сборище, где что-то такое они делали.

Есть изображения так называемых шаманов в самых разных местах. Самое известное изображение в пещере Трёх братьев. Там шаман с оленьими рогами, с лошадиным хвостом, с какой-то такой маской, с какими-то лапками. И таких пещер много, где в разных видах изображены фигуры людей со звериными головами. Иногда с бизоньими, иногда с бычьими, иногда ещё с какими-то, обычно с лошадиными, с бычьими хвостами, в каких-то таких пляшущих позах, да ещё раскрашенные.

Причём раскрашены контрастно – чёрное и белое. Это очень близкая аналогия раскрасок австралийских аборигенов или, например, аборигенов с Огненной земли, индейцев с Огненной земли, которые ещё в 19, в начале 20 века так же танцевали. По крайне мере внешне. Тоже все такое контрастное, яркое, что ночью особенно должно эффектно смотреться. Тоже какие-то празднования. Что они праздновали? Может быть, они привлекали добычу. Может быть – это были ритуалы инициации, когда подростков определяли во взрослую жизнь. Может быть обряды плодородия. Скорее всего и одно, и другое, и третье в разных видах.

И, наконец, у нас есть находки музыкальных инструментов в разных пещерах. Самая древняя – в Холе-Фельс в Германии. Древние – в Истурице и в других самых разных местах, где, например, флейты или какие-нибудь гуделки типа вумера – такая штука, которую над головой на верёвочке надо крутить. Или какие-нибудь свистульки из лошадиных фаланг, или что-нибудь ещё такое. То есть – это музыкальные инструменты, это опять же некие ритуалы, сопровождаемые музыкой. С той поправкой, что музыка у древних людей видимо не имела развлекательного смысла, как у нас сейчас – дискотека и все пляшут – развлечения ради развлечения. У них нет. У них это имело смысл, скорее всего какой-то ритуальный. Другое дело – какой.  В конкретном случае мы никогда не узнаем. Этнография показывает, что вариантов может быть много.

https://secrethistory.su

Иногда приближается к нашему смыслу, но чаще всего это опять же охотничьи ритуалы, инициационные ритуалы, какие-то плодородные ритуалы и так далее и так далее. Но по крайней мере это некоторые развлечения, хотя бы в зачаточном виде. Хотя наверное и не на всех распространялось. Например, известно, что у некоторых современных диких племён музыку можно слушать только мужчинам, а женщинам и детям нельзя. Считалось, что это голоса духов и если они услышат, то они должны умереть, а если они сами не хотят умирать, то их мужики убьют, если те услышат, а так слушать нельзя. А у других можно.

И вот это всё вместе взятое можно представить как праздники. Но праздники в таком современном понимании возникли скорее всего уже в неолите, в эпоху производящего хозяйства, когда появился избыток еды, когда реально её стало много, когда появились амбары, запасы, постоянные поселения, где все люди друг друга хорошо знают, где они могут сидеть и развлекаться уже по полной программе и праздновать что-нибудь. Например, день рождения любимого вождя, Новый год, уже появляется календарь, хотя собирателям он и не сильно нужен, праздник урожая, праздник ещё чего-нибудь такого. То есть, когда есть какие-то моменты, которые гарантированно повторяются из года в год и это можно праздновать. А у охотников-собирателей слишком тяжёлая жизнь, хотя за праздник может сойти, например удачная охота, любая удачная охота.

Вот они северных оленей набьют на переправе, почему бы и не праздник, счастье, песни поют. То, что у них были песни, нет ни малейших сомнений. У всех современных людей есть в каком-то виде песни.  Примерно так выглядела праздничная культура в диком, в первобытном мире. 

https://www.kommersant.ru/doc/4432906

Детство в палеолите.

Достаточно мало исследован такой вопрос, как детство в каменном веке, в палеолите. Мы достаточно много знаем, как люди охотились, как они добывали еду, строили жилища, но как они росли мы знаем на удивление мало, а аспектов тут великое множество. Аспекты есть чисто физические, как кости менялись, эпифизы к диафизам прирастали, зубы прорезывались, как происходили возрастные процессы старения, а они начинаются с детства. И социальные аспекты: как эти дети росли, как они учились, что они делали, как они играли, когда они становились взрослыми, чем это сопровождалось. Данных много. Всё-таки существуют исследования, много разрозненных, какие-то монографии на эту тему, которые показывают, что всё было весьма интересно.

Даже у наших ближайших родственников обезьян детство выделяется в отдельную сферу, детишки обезьяны гораздо больше играют, чем взрослые, потом они становятся такие очень серьезные. У детёнышей шимпанзе, девочек, есть игрушки в виде как бы кукол. Это такие палочки, с виду – палочки и палочки. Они никак не обработаны, но судя по тому, как они с ними носятся, как они их нянчат, носят на руках, гладят, спать укладывают, – это вполне настоящие куклы. Это у шимпанзе, которая вообще-то обезьяна. Наверное, и у каких-то наших предков, чуть более интеллектуальных, чем шимпанзе, у австралопитеков, например, что-то подобное было. Понятно, что палочка в ископаемом виде не сохраняется. Особенность по сравнению с другими приматами детства человека – это существование длинного детства.  И, что самое важное, подросткового периода, когда размеры тела вроде как уже более-менее взрослые, а сознание как-то ещё и не очень и деятельность не очень взрослая. Это выражается в существовании так называемого ростового скачка примерно между 12 и 18 годами, когда начинается половое созревание, резко вырастает рост, размер тела и происходит социализация по полной программе. У человека это выражено очень чётко и резко, а у павианов этого практически нет вообще. Там детёныш-взрослый и всё. У шимпанзе есть маленький подростковый период, но он не большой и ростовой скачок чуть-чуть есть, но не у всех и не всегда. Чем-то похож на ростовой скачок человека.

СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.

СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.

Станислав Дробышевский. Не все, что мы поглощаем, полезно. Это опять же к вопросу о возможных крутых преобразованиях нашего организма в будущем. Можно сделать питание таким, чтобы не нужно было сбрасывать отходы. Марат Секаев. Это нормальная тема. Станислав...

Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”

Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”

Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять бывали ли доброта и человечность в древности крайне проблематично — то есть мораль она не окаменевает. Мы не можем найти её в виде окаменелости. Отпечатки и чего-то такого зримого, вещественного, что можем...

Присоединяйтесь к нашей рассылке

Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.