Что было у австралопитеков мы знаем мало, потому что у нас не так много находок. Но, судя по строению костей детёныша австралопитека из Дикики в Эфиопии с датировкой 3,5 миллиона лет назад, возрастные процессы шли скорее. Там было как у шимпанзе. Даже у питекантропов, судя по черепу, скажем из Маджакерта на острове Ява, возрастные процессы, скорее всего, были как у обезьян.

Много споров велось насчёт возрастных процессов хомо эргастера из Струканы.  Есть мальчик-подросток из Струканы. По одним данным получается, что он взрослел, как человек. По другим данным – как обезьяна. Но, судя по расхождению данных разных исследователей, которые разными методами пытаются это реконструировать, у него было что-то промежуточное.

В более позднее время у хомо гейдельбергцев появляется настоящее детство. Это выражается в том, что мы обнаруживаем настоящие игрушки с датировками порядка 400 тысяч лет назад. Обнаруживаются такие орудия, сделанные полностью по настоящим технологиям, на стоянках – ашельское рубило, но длинной 4 сантиметра и весом 17 грамм. Оно не может быть орудием, потому что им невозможно что-то сделать. Его пальцами трудно взять. Скорее всего это игрушки. Есть орудия, которые сделаны совсем коряво. Видно, что как зря, а есть лучше – как совсем настоящие, но с какими-то недоделками. Кто-то делал-делал раз – и что-то ляпнул не то. Это похоже продвинутый ученик, но совершенства ещё всё-таки не достиг.

В более позднее время, когда жили кроманьонцы и сапиенсы по полной программе, то же самое мы видим в наскальной живописи. Когда у нас есть шикарные картины, сделанные полноценно, действительно художниками, а есть какие-то корявенькие рисуночки, сделанные тяп-ляп какими-то криворукими людьми. Есть мнение, что это ученики рисовали, подражали старшим. Иногда это были копии изображений.

Бывают и фигурки так же сделаны. Например, во Франции в Тюк д’​Одубер в пещере есть два шикарных бизона, вылепленных из глины, а за камнем с этими бизонами лежала глиняная маленькая фигурка бизончика, сделанная тяп-ляп, очень коряво. Есть мнение, что мастер делал этих настоящих больших бизонов, а рядом сидел ученик и из глины что-то такое соорудил, и потом за камень запихал. Что-то не очень получилось. Что в пещере был мастер и ученик мы видим по следам ног в соседнем зале откуда они брали глину для этих бизонов. Там много каких-то ритуальных знаков на полу. Видно, что там был взрослый человек и ребёнок, возможно подросток. Они выгребали глину из ямы для этих бизонов. Было два человека – взрослый и молодой.

Источник: https://ppt-online.org/391398

Для эпохи верхнего палеолита характерны весьма многочисленные свидетельства детских инициаций. Ребёнка вводили в ранг взрослого человека и с ним совершались какие-то обряды в самых разных версиях. Иногда с каким-то членовредительством, когда фалангу мизинца отрезали. В Польше в одной пещере есть отрезанная сама фаланга. А уже из мезолитических слоёв Музак-Коба в Крыму есть скелеты без мизинца. Человек с ампутированным мизинцем. Не сто процентов, что была инициация именно подростковая, но по крайней мере в некоторых современных обществах диковатых что-то такое делается.

В северной Африке довольно много черепов с выбитыми передними зубами, это в Африке сплошь и рядом, в том числе и в современной. В Дольни-Вистонице в Чехии все мужчины старше 16 лет имели шрамы на лбу в определённых местах. Причём у женщин, подростков и детей, которым меньше 16 лет таких шрамов нет. Это какое-то ритуальное шрамирование. Судя по тому, что это привязано к полу и возрасту, это видимо тоже инициация.

Мальчик из Сунгиря с некоторой вероятностью проходил инициацию, потому что, судя по пониженному содержанию цинка и повышенному содержанию меди в организме он не ел мясо копытных животных, а все другие жители Сунгиря ели мясо копытных животных. Они в основном питались северными оленями, а он их не ел. Во многих инициационных обрядах современных культур есть запреты на питание самой распространённой пищей. Есть мнение, что он, а он по возрасту попадает как раз в это время, проходил инициацию с пищевыми запретами и должен был довольно долго не есть. Не исключено, что его ещё и в жертву принесли, потому что у него над тазовой костью есть подозрительная дырка.

В некоторых пещерах во Франции, причём в разных версиях, найдены следы подростков, которые ведут в какие-то дальние залы, иногда за сотни метров от входа, где полная темнота. Есть случаи, когда видно, как мальчик шёл прямо по пещере, например в пещере Шове, и факелом чиркал по стенам. Его путь можно проследить. Он шёл мимо панно с изображением лошадей, пещерных львов и ещё кого-то, а дальше зал был полузатоплен – там грязь и босиком не очень приятно идти. Но была тропинка из камушков и он по ним скакал и выходил неизбежно на огромный булыжник, квадратный камень с черепом медведя. Наверное его это сильно впечатляло. В конце была какая-то щель и, видимо, он перерождался – из подростка становился взрослым.

Вариация на тему – в пещере Монтеспан, где судя по следам, подростки шли в далёкую пещеру мимо барельефов львов, налепленных на стену, в них они кидали копья, потом были какие-то фигуры лошадей и в конце их встречал вылепленный из глины медведь на которого видимо была накинута шкура. Про шкуру мы точно не знаем, но голова была приделана точно, череп прилагался. Вся эта фигура истыкана копьями. Они шли по галерее, которая очень сильно впечатляла природной красотой и потом охотились на этого глиняного медведя. 

https:https://slide-share.ru/verkhnepaleoliticheskoeiskusstvo-237904

В упомянутом Тюк д’​Одубер кроме того, что мастер с ребёнком лепили бизонов, вокруг бизонов масса следов подростков, которые как-то плясали вокруг них. Причём высота потолка полтора метра. Надо плясать сильно скрючившись, взрослый человек туда с трудом пролезет, но детишки что-то там такое делали.

Так что у нас довольно много таких свидетельств. Жизнь у детей и подростков верхнего палеолита была нелёгкая, потому что практически у всех детей довольно основательные следы износа. Это при том, что у них возраст небольшой. Тот же мальчик из Сунгиря. Он, судя по износу плечевого сустава, без конца кидал дротики. Видимо учился, а у девочки из Сунгиря износ запястья, износ шеи, видимо она много работала, таскала что-то на голове. У неандертальцев, возможно даже у новорождённых, может не совсем у новорождённых, но у очень маленьких детей изменения структурных костей, какие у современного человека наступают в старости.

У них все происходило реально очень быстро, взрослели они рано. Понятие детства у них было, понятие подросткового возраста было, но заканчивалось намного раньше, чем сейчас. Если сейчас можно быть ребёнком и в 30 лет, и в 35 лет, то тогда детство заканчивалось лет в 10 или в 12. Дальше всё – это уже взрослый человек. Но всё-таки было чёткое разделение какими-то обрядами. Детство палеолита — это ещё не до конца раскрытая тема. Здесь ещё много чудесных открытий ждёт других учёных исследователей.

Шаманство и погребение в палеолите.

Большой вопрос, когда речь заходит о верхнем палеолите. Большой вопрос, что у них было в духовном плане? Как они чувствовали окружающий мир? Какие у них были представления? Очень спекулятивная тема, про которую много рассуждают, но не так много сведений. На самом деле, сведения всё-таки есть. Сведения есть из нескольких источников. Во-первых, можно посмотреть на современные дикие племена. Идеальный образец – это австралийские аборигены, потому что более диких, чем они вообще нет никого на планете в настоящее время. Сейчас они, конечно, уже не дикие, но ещё недавно такими были, и сохранили почти верхнепалеолитическое мировоззрение. Орудия труда и всё остальное у них – палеолит в чистом виде.

Но есть проблема, что нет никаких внятных гарантий того, что и представления духовные у них сохранились те же. За 40 тысяч лет можно начать думать по-другому. Есть не только австралийские аборигены, есть бушмены, есть пигмеи, огнеземельцы, андаманцы, индейцы и прочие. Некоторые из них почти не изучены. Например огнеземельцы, аборигены не изучены вообще. За бушменов сейчас более-менее взялись, но тоже как-то не очень, про ханзов вообще никто ничего не знает. Это какие обрывки из отрывков, тем более что большая часть современных дикарей уже тысячелетия живет в окружении земледельцев и скотоводов, например, в Африке. Поэтому их представления не факт, что отражают что-то древнее, как-то не очевидно. Так что с этим проблемы.

Но есть археология. Из археологии у нас есть, во-первых, погребения, а во-вторых, есть разные вещи ритуального назначения. Иногда эти две вещи соединяются вместе. Погребения как таковые появились ещё у людей гейдельбергских, примерно 430 тысяч лет назад в симе Лос-Уэсос в Испании, если точно, то датировка 427 тысяч лет назад. Это видимо были ещё такие не совсем погребения, это так называемые санитарные погребения, когда в яму скидывали. Эта яма не копалась, просто дырка в земле была и туда скидывали трупы. Но в этом погребении есть одно единственное орудие, причём очень экзотическое, так называемый эскалибур, как его называли археологи. Красный с жёлтыми прожилками, очень красивый. Предполагается, что это неспроста, что это какое-то ритуальное подношение, как бы первый инвентарь. Но это всё-таки вилами по воде. Хотя это не помойка, костей животных там нет.

У неандертальцев в плане погребений все немножечко движется вперёд. Уже есть настоящие погребения. Но, в отличие от сапиенсов, в погребениях неандертальцев всегда лежит один человек. Никогда двойного погребения не было. Хотя несколько погребений могут располагаться вдоль или поперёк, но, когда закапывали следующего, то знали, где лежит предыдущий. 

 

Позы погребённых неандертальцев всегда одинаковые. Всегда скорченные на боку, на спине, как-то так компактненько. Нет какого-то разнообразия – вытянутых или ещё каких-нибудь, сидячего погребения нет. И всегда у неандертальцев погребение без инвентаря. Никакой посыпки охрой, никаких украшений, ничего такого у неандертальцев нет. Хотя сверху что-нибудь могло лежать. Какие-нибудь плиты, сделанные из камня, рога горных козлов, например, в Тешик-Таше. Как-то, что-то они отмечали. Как бы похороны.

Источник: http://www.mytravelbook.org/objects/peshera_teshik-tash/

А у сапиенсов появляется по полной программе. Примерно со времени 30 тысяч лет назад, может даже и раньше в погребениях сапиенсов появляется полный набор. Первые зачатки таких протосапиенсов они вплоть до 100 тысяч лет назад появились. Есть погребения и двойные, и с инвентарём, и с челюстью кабана в руке, с рогом лани сверху, с яйцом страуса, с украшениями из ракушек, и с охрой, и с разными такими штучками. И у сапиенсов это есть. Форма погребения, положение тела меняется. То есть, если раньше тело было скорченное, у протосапиенсов всегда так было, то у нормальных кроманьонцев есть и прямые, и скорченные, и на животе, и на спине, и сидячие погребения, и во всяких сложных конструкциях, как в Костёнках-2. Мало того, что погребённый в сидячем положении, так они для него ещё и целый дом построили. И тут же рядом, совсем не далеко, Костёнки-14, в соседнем овраге он в небольшую траншейку заколочен, видимо убитый и связанный.

Появляются обряды обезвреживания покойного, когда им подрезали поджилки, как в Маяке. Подрезали ногу, чтобы не убежал из могилы, не вылез и не стал ходить среди живых. В пещере Шанселяд тоже самое, в Костёнках-14, в Дольне-Вистонице-3 довольно распространённая вещь. Так, что явно уже какие-то богатые-богатые представления о загробной жизни.

Кроме того, появляются и какие-то шаманские прибамбасы. Вообще, распознать шаманское погребение или не шаманское проблематично. Бывают очень нестандартные погребения. То же погребение в Дольне-Вистонице-3. Там у женщины мало того, что больные зубы, так она ещё засыпана густо-густо охрой, закрыта лопаткой мамонта, связана и ещё с какими-то экзотическими предметами. И такие есть в других местах.

На Ближнем Востоке такие есть. Тоже женщина, похороненная с тазом леопарда, с ногой кабана, со стопой мужика зачем-то в могиле, с крылом беркута, шкурками куниц и ещё с какими-то другими вещами. Какой-то удивительный набор. И густо засыпано черепашьими жаренными панцирями. То есть видно, что люди очень-очень старались, чтобы погребение смотрелось совсем экзотично.

Или, например, в Брно погребение, где лежит мужчина, тоже накрыт костью мамонта, с челюстью и рёбрами носорога, может с бубном, по крайней мере у него там из рога северного оленя колотушка была, с какими-то дисками костяными, с мужской статуэткой-марионеткой, с подвижными частями тела. Это единственная в своем роде находка, где голова крутилась, ручки, ножки и всё это ещё к тому же поломано. А то, что вещи поломанные – это само за себя говорит. Есть предположение, что это обезвреживание вещей шамана. Что в шаманских вещах живут какие-то духи и это как бы не к добру. Надо это вещи поломать, чтобы они потом не вредили живым.

https://mynule.com/articles/shamanstvo-i-pohovannya-v-paleoliti

Таких погребений не то, чтобы очень много, но они есть. Есть изображения подобных захоронений шаманов. Допустим в пещере Труа-Фрер или Трёх братьев. Несколько таких изображений есть в гроте Ласко и так далее. Когда фигура человека, но со звериной головой. Есть разные варианты: с бычьими головами, как в Гагибу, с бизоньими, в пещере Шове, с оленьими рогами, с какими-то непонятными передними лапами – видно, что ноги человеческие, фигура человеческая и в какой-то такой пляшущей позе. Причём пляшущая поза повторяется довольно регулярно на разных изображениях. Есть нацарапанные на скалах и нарисованные – по-разному. На разных переносных штуковинках, то, что называется мобильное искусство. Видно, что это уже было. Эти шаманские наряды и позы крайне напоминают те, что мы знаем из этнографии. У наших северных  сибирских народов, допустим эвенков или североамериканских индейцев, потому что если посмотреть изображения 19 века, как индейцы пляшут танец бизона, так это прямо то, что в Шове нарисовано, один в один. Но только Шове – это Франция 20 тысяч лет назад, а тут североамериканские индейцы 19 века. Но традиции не пропьёшь – у них не было алкоголя, поэтому всё тоже самое у них повторялось.

Появляются инициации о которых мы узнаём по черепам. В  Дольне-Вистонице, у всех мужчин старше 18 лет есть шрамы на макушке, причём характерно расположенные. Видимо делались ритуальные трепанации, не сквозные, а только чтобы было шрамирование, скарификация опухла и стало видно, что взрослый мужик с шишкой на голове. Очевидно, что взрослый мужик.

У женщин и подростков такого нет, им не положено, у них может были какие-то другие вещи. Мы видим, что всё это начинается как минимум с верхнего палеолита, видимо с раннего верхнего палеолита. Но, зачатки видимо были и раньше. У более древних людей всё это намного скромнее. Например, есть одна пещера во Франции, где найдены кости птиц с надрезками в тех местах, где крепятся очень красивые перья, пещера неандертальская. Остаётся только догадываться – они веники делали из перьев или они себя украшали перьями. Если украшали себя перьями, то зачем: чтобы украситься, или это у них ритуал был, допустим танец орла. Или в Бруникиле, например 176 тысяч лет назад какие-то граждане, это ещё даже не неандертальцы, это предки неандертальцев, за 300 метров от входа набили сталактитов и сталагмитов, выложили из них круги и до угольного состояния жгли кости пещерных медведей. Это ритуал? Возможно это ритуал. Это не пикник. Зачем им туда приходить и две тонны камней набивать, выкладывать их и жечь до угля кости медведей.

Зачем? Какой-то ритуал? Зачем? Почему? Не очевидно. Или черепа пещерных медведей заложены в каменные ящики. Такие находки есть в Альпах, на Кавказе, на Балканах тоже с неандертальских времён. Как бы культ пещерного медведя. А культ это или не культ? А может просто холодильник у них такой был, чтобы мясо сберечь, мозги самое вкусное, в черепушке может быть очень хорошо хранятся. Я сомневаюсь. У них могли быть свои представления о консервировании медвежьих мозгов. Так, что с более ранними неандертальцами есть большие-большие вопросы, там мы ничего не понимаем.

https://volga.news/493302/article/kak-formirovalos-pervobytnoe-obshestvo.html

Начиная с верхнего палеолита, просто картина маслом. Столько всего появляется. Есть шаманизм, инициации, богатейшие погребения разнообразные и неоднозначные. Сплошь и рядом, погребения именно детей богаче и круче, чем погребения взрослых. Детей не каких-нибудь, а детей с какими-нибудь физическими патологиями, с какими-то экзотическими нарушениями, были кривые, косые.

Есть такая идея у многих народов, что если какое-то высшее божество коснулось человека, то его перекосит, а соответственно если он перекошенный, значит его коснулось божество, значит он особенный, его надо беречь. У разных народов по-разному. Наши юродивые, у инков такая тема была, у ацтеков, у кого угодно. В Африке тоже самое. Может, быть и в верхнем палеолите периодически такое было. В пещере Рамита раз и погребение Рамита-1 и 2. Рамита-1 и 2 – это погребение женщины, молодой девушки и мужичка. Мужичок с ахондроплазией, ростом один метр, с укороченными ручками и ножками, но вот с девушкой в обнимочку лежит, ему было 20 лет, вполне дожил до своего среднего своего. Возможно его не спроста так похоронили. Мы факты эти имеем, мы видим – это всё происходило – был шаманизм и инициации. Но, что конкретно они имели в виду, про это мы не узнаем пока не изобретём машину времени. Даже современные аборигены, когда их спрашивают, зачем вы танцуете именно такой танец, почему так, а не по-другому, почему у вас такой узор, почему на шаманском бубне нарисовано это? Может кто-то и ответит, а кто-то скажет, что его дед так рисовал, так плясал и я так пляшу.

Все мистические потусторонние вещи никогда не имели чёткого выражения. На то это и потусторонние вещи, что о них представления очень размытые и не оформленные во что-то конкретное. Тем более – мы говорим о дописьменных культурах, у которых не было индентификации, и поэтомупогребения столь разнообразны, нет двух одинаковых. Каждый раз, когда кто-то умирал, а умирали они очень редко, потому что в группе 10 человек, сколько среди них человек будет умирать, поэтому, когда умирает следующий, то они уже и забыли, как они хоронили предыдущего и на ходу изобрели по-новому. Это создаёт некоторые сложности для археологов, очень трудно построить статистику, каждый раз у нас что-то другое. Но, с другой стороны, даёт повод современным писателям и допустим сценаристам художественных фильмов проявить свою богатую фантазию и изобразить жизнь древних людей гораздо интереснее, чем это делается на самом деле сейчас. Изучайте прошлое и может быть лучше узнаете настоящее.

СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.

СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.

Станислав Дробышевский. Не все, что мы поглощаем, полезно. Это опять же к вопросу о возможных крутых преобразованиях нашего организма в будущем. Можно сделать питание таким, чтобы не нужно было сбрасывать отходы. Марат Секаев. Это нормальная тема. Станислав...

Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”

Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”

Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять бывали ли доброта и человечность в древности крайне проблематично — то есть мораль она не окаменевает. Мы не можем найти её в виде окаменелости. Отпечатки и чего-то такого зримого, вещественного, что можем...

Присоединяйтесь к нашей рассылке

Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.